Дом, в котором живут книги

Разделы: Начальная школа


«Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать», - писала автор книги «Поверь в своё дитя» Сесиль Лупан. Но как этого добиться? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «уметь читать» и «быть читателем»? В последние годы в программы обучения младших школьников все увереннее входит литература как предмет эстетического цикла. Но читательская деятельность не исчерпывается только школьным литературным образованием. На формирование читательских умений, навыков, интересов влияет семья, средства массовой информации, межличностное общение. Практика показывает, что и возможности школьной библиотеки в этом смысле чрезвычайно велики.

«Школьная библиотека - это сердце, и катализатор, и мотор, и лаборатория мыслей, которые стимулируют инновации педагогов и учащихся».

Главной задачей школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.

  • формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества;
  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;
  • ввести детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственных ценностей;
  • повышение уровня грамотности учащихся;
  • содействие развитию навыков чтения, запоминания.

В игровой форме знакомство с библиотекой, ее правилами.

Краткая экскурсия по всей библиотеке

Действующие лица:

  • Библиотекарь
  • Всезнайка
  • Буратино
  • Мальвина
  • Незнайка

Библиотекарь: Вы пришли в удивительный дом. Здесь живут ваши умные друзья – книги. И дом этот называется библиотека. Библиотеки появились давно. С тех пор, как люди научились писать. Все, что они узнавали нового о жизни на Земле, они доверяли книгам. Книги собирали в одном месте и бережно хранили. Так появились библиотеки. В библиотеке хранится очень много разных, интересных книг. Книги молча стоят на книжных полках и ждут своих читателей. Подойдет читатель к полке, возьмет в руки книгу, откроет страницу и унесется в сказочный мир фантазии, в котором живут добрые и злые волшебники, бесстрашные герои, веселые и озорные мальчишки и девчонки. Каждая книга - это целый мир волшебной и увлекательной фантазии. И сегодня мне хочется пригласить вас в путешествие. В путешествие по книжной стране Фантазии, где живут любимые книжки, сказочные герои. Книжная страна Фантазии - это наша библиотека. И вам открою секрет: наша библиотека не простая, а волшебная. Как только зайдешь, так обязательно с чем-нибудь волшебным встретишься. Вот и сейчас мне кажется, что кто-то торопится к нам в гости. (Звучит музыка).

Всезнайка (обращаясь к первоклассникам):

Здравствуйте, первоклассники!

Давайте познакомимся.

Я - Всезнайка! Живу я в библиотеке, поэтому все знаю.

Люблю читать, рассматривать книги.

А вы знаете, что означает слово «библиотека»?

Слово «библиотека» - иностранное, греческое, состоит из двух частей: «библио», что в переводе означает «книга», и «тека», что переводится как «хранилище».
Библиотека – это дом, где хранятся книги. Но книги здесь не просто хранятся, они здесь живут и ходят в гости к своим читателям.

- А вы любите читать?

Дети отвечают.

Поэтому я вас приглашаю в свое государство.

(Всезнайка ведет первоклассников по библиотеке).

Негромко звучит музыка. Появляются Буратино и Мальвина.

Буратино: Здравствуйте, я - Буратино!

Вы меня узнали? Я случайно услышал от Мальвины, что вы хотите дружить с Всезнайкой? Я тоже хочу с ним дружить и Мальвина тоже.

- Правда, Мальвина?

Мальвина: -Да. Буратино.

Вбегает Незнайка.

Мальвина: Буратино, что за шум, кто здесь?

Незнайка: Я, Незнайка!

Всезнайка: Интересно-интересно! Почему тебя так называют?

Незнайка: Не знаю.

Всезнайка: Незнайка, скажи пожалуйста, ты тоже хочешь познакомится с библитекой?

Незнайка: Не знаю.

Всезнайка: Ребята, вы знаете героев, которые стоят рядом со мной?

Кто написал книгу про Буратино и Мальвину?

Дети: Алексей Николаевич Толстой.

Всезнайка: А кто написал книгу про Незнайку?

Дети: Николай Николаевич Носов.

Всезнайка: Молодцы, хорошо справились с заданием.

Отгадайте ребята загадки:

У сосны и елки листочки-иголки,
А на каких листочках
растут слова да строчки?
(На книжных)

Мальвина:

Снаружи смотришь:
Дом, как дом
Но нет жильцов
Обычных в нем.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
(Библиотека)

Буратино:

Говорит она беззвучно,
И понятно, и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней-
Будешь вчетверо умней.
(Книга)

Незнайка:

Тихони-малыши
Живут в тиши.
Беседуют беспечно
В тиши библиотечной.
Беседуют ладком
Шелестящим говорком.
С ребятами.
(Книги)

Всезнайка: Правильно, книги!

Книги — как люди: рождаются, живут, стареют.

Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, И советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? — БЕРЕЧЬ!

Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя.

Мальвина:

- Нельзя книги перегибать!

- Нельзя загибать книжные страницы!

Буратино: - Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки.

А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.

Незнайка:

- Нельзя писать и рисовать в книгах.

- Нельзя читать книги во время еды.

Больше всего книги любят бережное отношение.

Всезнайка: Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Правило 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

Правило 2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 15 дней.

Правило 3. С книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.

Правило 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

Библиотекарь: Я рада принять вас в читатели нашей библиотеки.

Литература

1. Лупан Сесиль. Поверь в своё дитя./пер. с французского Е.И.Дюшин, Н.Л.Суслович, З.Б.Ческис. - М.; 1993.

2. В.П.Попова, Н.Н.Федоренко. О книге и о библиотеке. Сборник библиотечных уроков, НИПКиПРО, Новосибирск. - 2000.