Урок рассчитан на 2 часа.
Тип урока: обучениям умениям и навыкам и применение знаний на практике.
Форма урока: комбинированный с элементами исследования и деловой игры.
Цель урока: Показать межпредметную связь уроков ИЗО и технологии при составлении воображаемого образа.
Задачи:
- формировать умения изображения лица в зависимости от настроения;
- продолжать формировать навыки композиционного решения рисунка;
- познакомить с творчеством художников – портретистов
- исследование видоизменений бумажных полос;
- продолжать формировать умения по составлению объемной аппликации;
- познакомить с профессией парикмахер;
- развивать воображение, глазомер, творческую фантазию, графические навыки, мелкую моторику, расширение словарного запаса.
Оборудование и средства обучения.
Для учителя:
- Методические таблицы;
- Репродукции художников;
- Компьютер с мультимедийным проектором;
- Образцы готовых работ;
- Карточки для презентации работ;
- Лист А5 офисной бумаги.
Для ученика:
- Картон белый;
- Карандаши цветные;
- Карандаш простой;
- Ластик;
- Ножницы
- Цветная бумага
- Клей
- Фигурные ножницы
- Фломастеры
1-й урок
Ход урока
Орг. момент
Объяснение новой темы. Постановка цели урока
Проблемный вопрос.
Дорогие друзья, как вы думаете, почему мы сегодняшний урок будем проводить вдвоем. (ответы учащихся)
Мы совместим два вида деятельности. В первой половине занятия вы отправитесь в мастерскую художника-портретиста и попробуете создать образ героя, передав его настроение. Во второй части занятия посетите салон красоты и проявите свою фантазию и умение в создании причесок. А итогом нашего урока будет мини-презентация ваших работ.
Изобразительное искусство
Учитель рисования. В нашей мастерской мы с вами уже рисовали и предметы, что окружают нас в жизни, и природу, и, даже, птиц и животных. Рисовали уже рисунки на темы, где живут и действуют люди – взрослые и маленькие. А сегодня мы подойдём к образу человека поближе. Так близко, чтобы можно было рассмотреть его черты лица. А вдруг мы его узнаем?
(Открывается на доске репродукция картины О.Кипренского «Портрет А.С.Пушкина»)
- Ребята, узнаете, кто изображен на этой картине?
Дети: Это А.С. Пушкин
Учитель: Вы знаете этого человека? Кто он?
Дети: Он – великий русский поэт, автор многих стихотворений, сказок, поэм, повестей.
Учитель: По каким чертам мы узнаем на картине этого человека?
Дети: У него курчавые волосы, пышные бакенбарды, большие умные глаза, красиво одет по моде старого времени. Так его изображают и на других картинах.
Учитель: Верно. Молодец, что вы все точно подметили. А знаете ли вы, как называются изображения, точно отражающие черты того или другого человека?
Дети: Портрет.
Учитель: Правильно. Это портрет. Его написал художник Орест Адамович Кипренский еще при жизни поэта. Поэт ему позировал, т.е. сидел некоторое время в одной позе, а мастер старался точно передать на картине индивидуальные и характерные черты этого знаменитого человека. А как вы думаете, зачем художник постарался так точно отразить на холсте облик этого человека?
Дети: чтобы потомки могли иметь представление о внешности этого знаменитого человека.
Учитель: А только ли знаменитых людей изображали художники? Вот посмотрите на эти портреты: «Золотошвейка» В.А.Тропинин, «Портрет В.И.Мухиной» М.Нестеров. «Портрет Урсулы Мнишек» Левицкий. «Портрет сына» В.Тропинин. «За туалетом.» З.Серебрякова.
Знаете ли вы этих людей? Чем эти портреты похожи и чем отличаются?
Дети: Нет.
Учитель: На самом деле это дети, родные или близкие художнику люди.
Все они имеют индивидуальные, не похожие на других, черты лица. Те черты, по которым мы узнаем хорошо нам знакомых людей. Это очень важно для портрета.
Портрет в первую очередь должен быть похож на изображаемого.
Наверное, каждый из вас тоже имеет дома портреты себя, родных друзей, знакомых, не только не на картинах, а на фото. (открываю на доске фото)
А теперь, посмотрите, сравните портреты-картины и портреты-фото и скажите, какой портрет смотреть интереснее?
Дети: если человека, изображенного на фото, не знаешь, то такое изображение смотреть не очень интересно. На картине художнику важно нарисовать не только похоже внешние черты, но ему удается рассказать о человеке. Какой он: добрый или злой, грустный или веселый, жадный или хлебосол.
Учитель: Молодцы. Вы правильно ощутили ценность художественного портрета. Важно изобразить не только внешний, но и внутренний мир человека.
Посмотрите друг на друга. Наше лицо очень подвижно, оно способно ежеминутно выражать наше внутреннее состояние. Если мы грустим, вот-вот хотим заплакать, уголки губ опускаются вниз, брови собираются в складку на переносице или поднимаются вверх, а если нам весело? Губы «расплываются» в улыбке, уголки поднимаются вверх, возле глаз появляются лучики-складки и глаза начинаются «сиять» как солнышко. А если сердимся – губы поднимаются в полосочку, а брови надвигаются на глаза. Все эти движения мышц на лице мы называем мимикой. Если научиться точно подмечать мимику лица, на рисунке можно передать внутреннее состояние человека. Но этого еще недостаточно, чтобы нарисовать портрет, например, своего товарища. Без знания основных закономерностей строения головы человека рисунок получается нескладный.
Учитель: Сегодня я помогу вам преодолеть основные трудности в рисовании головы человека и его лица. Сейчас вы попробуйте составить фоторобот на партах из предлагаемого материала. Работать будем в парах.
Для этого нам необходимо рассмотреть таблицу с типами лица, глаз, носа, губ, ушей. Какую форму может иметь лицо? Какими бывают глаза, брови, нос, губы, уши?
Выберите для своего образа такие черты лица, которые соответствуют его настроению.
Учитель: У кого получился фоторобот веселый? У кого грустный? А у кого сердитый?
Наша задача самостоятельно выполнить рисунок лица человека на листе бумаги вначале простым карандашом, а потом цветными.
Чтобы начать что-то рисовать, надо сначала посмотреть на объект изображения. Значит, все посмотрите друг на друга и определите, на какую фигуру похожа голова товарища: круг, овал, лицо, прямоугольник, треугольник?
Дети: Голова похожа на круг, овал, яйцо.
Учитель: Да, мы можем смело сначала нарисовать, допустим, овал.
Скажите, а лицо человека симметрично или нет?
Дети: Да, симметрично. Посередине находится нос, а слева и справа на одинаковом расстоянии от носа – глаза, щеки, брови, лобные бугры, уши, губы.
Учитель: Заметьте, что высота носа занимает одну третью часть от корней волос до подбородка и форма носа напоминает вытянутый треугольник.
Учитель: Линии глаз располагаются ближе к середине овала лица.
Форма глаза – круг, ноне один, а три: маленький черный зрачок, далее – посмотрите друг другу в глаза, помогайте мне:
Дети: Есть еще коричневый, серый, голубой.
Учитель: Это радужная оболочка.
Дети: Больше нет кружков, а видны только белые треугольники.
Учитель: Да, самый большой белый круг глазного яблока, прикрыт сверху и снизу веками, поэтому нам видны только белые треугольники. А на веках располагается защитная оградка для глаз, которую женщины и девушки стараются сделать чернее и длиннее, что это?
Дети: Ресницы.
Величина глаза должна укладываться в ширине лица 5 раз. А между глазами умещается еще один глаз. Это надо помнить, чтобы глаза не разъехались в разные стороны.
Выше глаз находятся брови, у всех людей они разные: овальные, треугольные или как крылья.
А вот если нижнюю часть лица – от основания носа до подбородка разделить на три ровные части, то верхнее деление будет разрез рта. Выше от него – верхние губы, ниже – нижние. Губы у всех людей тоже самые разные: и бантиком, и треугольничком, и пухлые, и тонкие.
Учитель: А нижнее деление – это ямка подбородка. Уголки губ – примерно на уровне зрачков глаз. А теперь посмотрите друг на друга, и скажите, какой величины уши человека и на каком уровне они находятся?
Дети: Ухо можно сравнить с высотой носа. Оно находится на уровне носа. Только если смотреть на человека сбоку, ухо похоже на улитку, а спереди на полуовалы. Голова не существует сама по себе. Она «сидит» на шее и на плечевом поясе.
Учитель: Молодцы. Правильно подметили. Ребята, а теперь приступим к практической работе.
(Дети стараются показать выразительные особенности лица.) Сначала важно, чтобы рисунок был похож на человека, а не на карикатуру. (Учитель проходит между рядами и помогает избежать ошибок и неприятностей). Беру один из рисунков ребят, показываю всему классу. «Этот схематичный рисунок похож на человека?
Дети: Похож.
Объяснение новой темы по технологии
Учитель технологии.
Беседа
Учитель. Замечательные работы у вас получились ребята, все разные, веселые и грустные, добрые и строгие, но чего не хватает в вашей работе.
Дети - Прически.
Учитель - А где можно сделать прическу.
Дети - В салоне-парикмахерской.
Учитель - Работают в салонах парикмахеры, еще их называют мастерами, стилистами, модельерами парикмахерского дела.
Парикмахерские существуют с очень древних времен, самые ранние упоминания о парикмахерских относятся к Древнему Египту. Позже в Греции Риме парикмахерские стали любимым местом встреч, где люди обсуждали события дня. В то время парикмахеры выполняли не только те функции, что выполняют сегодня, а еще оказывали хирургические услуги. Они делали кровопускание, т.е. производили надрезы, чтобы «дурная» кровь вышла из организма; лечили раны, некоторые из них вырывали зубы.
В более позднее время в 18-19 веках работа парикмахера все более отдалялась от работы хирурга, в конце концов парикмахерам стали позволять только стричь волосы.
Немецкое слово «парикмахер» в переводе обозначает изготовитель париков основным занятием древних славянских парикмахеров была не стрижка волос, а приведение в порядок бороды, очевидно, поэтому их называли брадобреями. А еще в нашей речи встречается польское слово цирюльник.
Каждый из вас был в салоне-парикмахерской.
Вспомните как работает мастер, какими инструментами пользуется?
Дети - ножницы, фен, расчески, бигуди и т.д.
Учитель - Сегодня на уроке вы будете и парикмахерами-стилистами, и директором и менеджером по рекламе.
Но сначала мы все вместе будем исследователями.
Объектом нашего исследования будет простая полоска бумаги и ее возможности видоизменяться.
Цель исследования: освоение приемов видоизменений полос и применение их при создании модели причесок.
Практическая работа №1
Лист А5 разрезать на полоски
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Совместно с учащимися разобрать приемы изменения полос:
- Закрутка на карандаш (круглый, ребристый)
- Закрутка спирально на карандаш.
- Складывание гармошкой.
- Складывание гармошкой по косой.
- Сминание
- Закручивание
- Фигурные ножницы.
- Надрывание.
- Подстричь
- Обрезать и собрать в комок.
- Обрыв.
- Сложить без складок.
- Заплести в косу.
- Бахрома.
2-й урок
Работа над темой
Для дальнейшей работа по составлению прически вам нужно разделится на группы по три человека. (парты составлены по три)
Представьте, что ваша группа – это парикмахерский салон, в котором работают только лучшие мастера своего дела - художники-модельеры причесок.
Ваша задача: (запись на доске)
- Придумать название вашему салону.
- Какие прически вы хотели бы сделать: для детей, идущих в школу, на праздник, для актеров театра и кино и т.д.
- Используя любые приемы изменения бумажных полос создайте модели причесок.
- Придумайте рекламу для вашего салона возможно и для отдельных моделей.
Какой материал вам потребуется для работы? (цветная бумага).
Для чего мы будем использовать цветную бумагу? (У всех людей разный цвет волос)
Какого цвета волосы у блондина, брюнета, шатена или человек с русыми, каштановыми, пепельными волосами. (Ответы учащихся)
Вам знакомы слова: пробор, прядь, челка, локоны, кудри?
Подумайте, как их можно сделать.
Практическая работа №2
Ход выполнения работы.
1. Нарежь полоски для «волос» одинаковой толщины.
2. Выполни, «укладку», «стрижку», или «завивку».
Хорошо продумай свой замысел или нарисуй его.
3. Видоизменяй полоски бумаги, пользуйся листом-подсказкой.
Самостоятельная работа учащихся
Работа самостоятельная и в группе.
Прослушивание песни «Лев и брадобрей» .
Итог урока
Выступление каждой группы по защите своего мини-проекта.
Название салона |
|
Название прически |
|
Количество приемов обработки бумаги |
|
Оценки работ (1-5 баллов)
Эстетичность (красота) |
|
Качество (аккуратность) |
|
Оригинальность |
|
Реклама |
|
Практическое использование работы
Можно использовать поделку как панно, для оформления открытки, как сувенир.
Литература
1. Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник 2 класса «Уроки творчества», издательство «Учебная литература». г.Самара.
2. М.Наумова «Учимся рисовать карандашом». Н34 СПб.: Питер, 2013, 96с.
3. Интернет-ресурсы.