Учитель – это не профессия

Разделы: География

Ключевые слова: туризм, путешествие, поход, Как завоевать детские сердца?


Жизнь учителя – это жизнь в маленькой стране, в мире детства. Мне в нём хорошо, я люблю его, слушаю и понимаю.

Учитель пример духовной жизни детей, учитель любит свою профессию, прежде всего, в ней учеников.

Учитель - это человек, умеющий общаться с ребятами, получать от этого радость, уважение и веру в каждого ребёнка, чувствовать ответственность за все тайны и разговоры, которые доверяет ему ученик. Учитель помогает детям найти себя среди людей. Поведение учителя и есть отношение к человеку в этой жизни.

Дети живут в мире самых разнообразных и непредсказуемых поступков. Это переживания ребёнком чувств радости, огорчения, предательства, равнодушия как к себе, так и к другим окружающим людям. Ребёнок привыкает к своим поступкам. Как быть и что делать, чтобы наши дети были богаты духовной жизнью, чтобы они правильно поступали при любых ситуациях?

Наверняка детские поступки зависят от нас, взрослых: как родителей, друзей, так и от учителей. Какие же интересы и какова духовная жизнь учителя как человека? Какие методы он применяет к ученику? Методы могут быть самыми разными. Учитель должен помочь правильно организовать деятельность учащихся вне уроков.

Мой метод – организация туристско-краеведческой деятельности, путешествий, экспедиций, палаточных лагерей. Это источник здоровья, жизнерадостного общения с природой, друзьями. Это романтика, открытие новых миров, познание самого себя. Наша туристическая семья, в которой живут ребята, помогает им правильно относиться к природе, к людям, друг к другу. Этот метод обучения и воспитания очень эффективен: дети меняются буквально « на глазах». В путешествиях у детей проявляются таланты, мы стараемся поддержать и помочь развить их. В природе ребята находят яркие образы, ищут причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира, восхищаются красотой закатов и восходов, горными пейзажами, мощными водопадами и порогами; думают, анализируют…

Я всегда любила и люблю путешествия по родному краю. Когда мы с мужем приобрели байдарку на деньги с нашей свадьбы, маршруты походов стали более интересными, сложными технически, но сколько впечатлений, побед…

Как-то раз мы решили привлечь юное поколение к общению с природой. Взяли гимназистов в лес, им понравилось, нам нет. Пришлось учить ребят туристским навыкам. Было непросто, иногда хотелось всё бросить: зачем это нам в свои выходные или праздничные дни заниматься с чужими детьми? Как хорошо, что хватило мне терпения. Двадцать три года прошло. Сколько детей за это время прошло через наш семейный турклуб «АЗИМУТ», коллективный член Русского географического общества учащихся? В каждом поколении гимназистов был сформирован свой костяк самых заядлых туристов, любителей приключений, новых открытий… Почти каждую субботу и воскресенье, в любую погоду в семь часов утра мы встречались на железнодорожном вокзале и отправлялись в путешествие. Первые походы в лес были простыми: доезжали до определённой станции, и в лес, разводили костёр, обедали, играли, общались друг с другом, затем возвращались домой. Когда дети почувствовали интерес к природе, походам, то стали просить более сложные выходы на природу.

Первое увлекательное путешествие мы совершили на велосипедах, тридцать километров под дождём. Колёса порой не крутились от обилия грязи. Было трудно, но настроение у всех приподнятое. Зимой в Сильницы на электричке, на лыжах, от станции к лесу часа два ходу. Обустраивали стоянку, две лыжни: для начинающих и для профи с высокого берега реки Нерль, между сосен…

Походы постепенно усложнялись, в постоянных занятиях туризмом испытывали ребят на прочность духа. Через глухие леса, по кабаньим тропам, по топким болотам ночью выходили из леса. Красивое зрелище - мы на возвышенности, а внизу хоровод из огней вокруг озера Неро…

Первый большой поход с детьми был по Архангельской области на байдарках по Сийским озёрам и реке Северной Двине.

Увлекательный поход получился на байдарках по реке Собь и реке Обь - Полярный Урал. Конечный путь маршрута – Лабытнанги. Наши дети впервые прошли два сложных порога, преодолев страх перед шумящей и бурлящей водой реки Собь, вкусив радость борьбы и победы. В устье реки небольшой посёлок Катравож, где мы с ребятами познакомились с разнообразным национальным составом населения- ханты, манси, ненцы, русские, украинцы. Занимаются они, в основном, рыболовством. Рыбу сдают на Салехардский консервный завод. Заготавливают сено на зиму - почти в каждом доме есть корова.

Какое изумление у ребят, сидящих в байдарке, от необъятного простора реки Обь..! Хочу подробнее описать следующий поход, - это экстремальное путешествие, которое мы совершили с детьми по Приполярному Уралу. Пеший поход в районе высоких вершин - Сабля, Манарага, Народная, в национальный парк «Девственные леса Коми». Мы готовились к испытаниям, помня слова профессора географии ЯГПУ В.А.Щенёва: «…очень много болот, рек,тайга – будет трудно физически…» Природа устроила нам экзамен на выживание. Наше путешествие превратилось в экстремальное по сложности, трудности, опасности. Активная часть экспедиции началась с села Аранец, куда от г.Печоры мы добрались на водомётном катере. Отсюда шестьдесят километров до Уральских гор. Три дня мы шли дремучими лесами и бескрайними болотами. На карте этот путь обозначен пунктиром - тропа…, но это слишком громкое название. С распадом СССР туристы практически здесь не ходят. Это старая охотничья тропа используется браконьерами, выносящими с Урала корни родиолы розовой, ценного лекарственного сырья, занесённого в Красную книгу.

Тропу приходилось искать по примятой траве, сломанным веткам. Психологически очень трудно идти по бесконечным болотам, ноги медленно уходили по колено в жижу под тяжестью рюкзака, только успеваешь их выдёргивать. К трудности маршрута добавились кровососущие- комары, слепни, мошка… Шли в накомарниках. Вот и Уральские горы- г.Сабля просто сказка! Из жаркого лета средней полосы мы попали в весну. Трава в рост человека, нежная, сочная. Проведёшь рукой, и она ложится как подкошенная. Всюду вода – родники, ручьи, протоки. Чистейшая водичка, без цвета, без вкуса, без запаха.
Мы всё дальше и дальше углубляемся в горы- перевалы, броды. Первый брод по глубине чуть выше колен через бурлящий поток, прошли его с верёвочной страховкой. Следующие броды шли с ходу, без обвязок рука об руку. Осторожничали на глубоких по пояс бродах (применяли таджикский способ). Мы пытались их считать, сколько в день проходили? Сбились со счёта, примерно тридцать за два часа - какой-то пеший сплав! Много было встреч и находок в этой экспедиции! Но самая неожиданная встреча была у нас с гимназистами – встреча с медведем!!!

Идём друг за другом, слышу впереди голос Васи Кулакова: «Ух ты, смотрите там кто-то пасётся, наверное, барашек…». Я была в шоке, за сотни километров нет никакого жилья, откуда барашек? Это медведь! Нас в селе предупреждали об этом. «Дети, обходим стороной и не обращаем внимания на медведя, будто мы его не видим и он нам не интересен. Если вдруг он пойдёт на нас, то мы поднимаем рюкзаки на плечи, чтоб казаться выше медведя и кричим изо всех сил кто как может …» Медведь сидел на зелёной лужайке как раз на нашем пути. Мы с трепетом, осторожно, посматривая на этого могучего зверя, стали обходить его. Медведь виду не подал, что кто-то идёт, только большой лапой почесал за ухом, потряс своей головой и продолжил что-то искать в траве. Пришлось обходить его стороной. Он проводил нас метров пятьдесят, то опускал голову вниз(будто он не за нами идёт), то поднимал вверх. Было жутковато. Затем медведь отстал, а мы долго были под впечатлением от экстремальной встречи.

Вечерние часы в путешествии самые приятные. Сбрасываешь с себя всё сырое, переодеваешься, греешься у костра. Дальше ужинаешь и заползаешь в свой спальник в уютную палатку до утра. Позади три перевала, множество бродов. Сложный брод нас ожидал через реку Вой-Вож. Сильнейшие и затяжные дожди заставили нас остановиться у заброшенной, но добротной избы приюта «Вангыр». На следующий день мы все сделали вылазку на перевал Скалистый к заброшенному руднику, где когда-то добывали серпентинит (змеевик), горный хрусталь. Погода тоскливая, на перевале снег с дождём. Похолодало. Видимость – ноль. Ждать улучшения погоды, но продуктовый запас неумолимо таял…

Пополнить продукты здесь невозможно. Идём вниз запасным маршрутом. Как потом оказалось, мы сделали правильный выбор – непогода длилась пять дней. Останься мы в высокогорье – пришлось бы голодать. По тайге же можно идти в любую погоду. Дорога домой оказалась более сложной, чем мы ожидали. Мы шли вдоль реки Вангыр. Вначале по старой тракторной «дороге», затем по бездорожью. Пробирались скалистыми утёсами, дремучими лесами, бродами в километры, когда с одной стороны каменная стена, а с другой - стремнина реки. Леса здесь девственные, их никто никогда не рубил. Очень трудно идти по такому лесу. Постепенно приходилось преодолевать завалы, обходить упавшие деревья. Идти по компасу непросто – нужное направление быстро теряется. Однажды мы ориентировку – хотели сократить путь и выйти в бассейн другой реки – Сыни. Но, проблуждав сутки среди болот и тайги, вернулись к Вангыру. Силы и продукты неумолимо таяли. Путь не становился легче, долина реки значительно расширилась, появилось огромное количество проток, стариц. Мы с гимназистами устали от бесконечного зелёного моря тайги, от сырости болот. Нам хотелось домой. Разговоры у костра больше о еде, кулинарных рецептах. Интересно наблюдать как в сложных ситуациях у детей проявляются характеры, меняется поведение. Но что приятно, никто не смалодушничал, не отступил, не сдался… Сказывается богатый опыт предыдущих путешествий. Только на шестые сутки вышли мы к жилью – охотничьей избе. Встретили егеря, он согласился вывезти нас на моторной лодке - пятьдесят километров по порожистой реке. За два рейса он вывез нас.

И вот, наконец, всё позади. В клочья изодрана обувь, одежда. Опухшие ноги, руки, лица от укусов насекомых, но глаза у всех счастливые, мы победили! Делим последние сухари, кусок сала. Егерь Степан Степанович угощает нас свежим хлебом, с хитринкой наблюдая за нами. За свой большой жизненный опыт он знает, что такое тайга и голод. Как вкусно, вкуснее всяких пирожных. Мы уезжаем домой, светит солнце, лёгкие облака плывут по небу. Даже не верится, что был этот кромешный ад непогоды, что позади двести семьдесят километров труднейшего автономного пути!

Победил коллектив, это главный итог путешествия! В одиночку в данном маршруте, при экстремальных ситуациях выжить невозможно. В коллективе гораздо богаче впечатления. Только при таких условиях можно обрести друга, поделиться с ним последним сухарём, кусочком сахара, разделить радость и беду, поддержать друг друга. Наш коллектив формируется постепенно. Без увлечённости, стремления к знаниям, здорового любопытства не будет настоящего, надёжного и творческого коллектива, где строго соблюдается дисциплина, особенно в путешествиях.

Наш турклуб «Азимут» коллективный член Русского географического общества учащихся с 1998 года. Мы гордимся нашими ребятами, кто-то с нами прошёл одно путешествие по стране, кто-то пять, например, в Карелию на байдарках по тринадцати озёрам и Белому морю или в дельту Волги к лотосам и в Каспийское море, наблюдать путину. Но никто из ребят не забудет тех чувств и новых открытий, которые встретились им на туристской тропе.
Каждый год уходят в большую жизнь наши питомцы. Им на смену приходят другие искатели приключений. Анализируя жизнь детского коллектива, прихожу к выводу: гимназисты нашего турклуба «Азимут» не могли не победить экстремальные условия Приполярного Урала, так как за плечами детского коллектива большое количество классических походов, ежегодный палаточный лагерь, еженедельные вылазки на природу. Мы с мужем благодарны родителям наших учащихся, доверивших нам своих детей.

Поверьте, это лучший метод в воспитании детей.