Конспект урока по математике "Задачи на разностное сравнение". 1-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 1


Предметная цель урока:

  • познакомить с решением задач на разностное сравнение
  • познакомить с новым видом схемы задач на разностное сравнение

Познавательные УУД:

  • знаково-символическое моделирование
  • совместный выбор оснований и критериев для решения задач на разностное сравнение
  • создание алгоритма решения задач на разностное сравнение

Регулятивные УУД:

  • самоконтроль и коррекция
  • определение с помощью учителя учебной задачи и удержание ее в течение урока

Коммуникативные УУД:

  • учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
  • работа в парах

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

Девиз урока: «Делу – время, потехе – час».

Учащиеся объясняют смысл этой пословицы.

2. Актуализация знаний

а) математическая разминка (работа со Smart):

- Я называю число, а вы увеличиваете его на 2 : 5, 7, 1, 4, 8.

- Я называю число, а вы уменьшаете его на 2 : 8, 6, 4, 7.

Прочитай пример по-разному.

Найди числа, которые связаны между собой.

б) самостоятельная работа

- Используя данные знания, решите примеры, записав ответ (выданы карточки с примерами), но предварительно я вас попрошу сделать оценочный прогноз по линейке. Время 2 минуты (таймер)

в) самопроверка и самооценка

- Проверьте правильность ответов (эталон)

- Кому удалось решить примеры без ошибок? Поднимите руки те ребята, у которых оправдался прогноз.

- Кто испытал затруднения? Ваши пожелания ребятам.

3. Создание проблемной ситуации SMART

- Используя схемы составьте задачи.

- Знаем ли мы данную схему, используя которую мы можем составить и решить задачу?

- Получается, перед нами возникла проблема (Поняли, что не знаем и сами должны найти способ)

- Некоторые дети попытались сами составить задачу, но не у всех это получилось

4. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока? (научиться составлять и решать задачи по новой схеме)

- А какая тема урока? Скорее всего скажут решение задач, а уточнить (каких?) можно позже.

Чем ещё мы будем заниматься на уроке?

Считать, сравнивать, составлять различные выражения, работать со схемами, решать задачи, проверять и оценивать свою работу.

ФИЗМИНУТКА

5. Открытие нового знания

- Начнем мы с вами с наблюдения и практической работы в паре.

- Положите перед собой кружки согласно схеме.

  • один ряд 4 сплошных круга
  • второй ряд 6 кругов с отверстиями (баранок)

Сравните количество фигур в двух рядах.

Как узнать каких фигур больше или меньше? (сложить их парами)

- Чего больше сплошных кругов или баранок? На сколько больше? Приведите аргументы.

- Чего меньше сплошных кругов или баранок? На сколько меньше? Приведите аргументы.

- Как же мы получили в ответе два? Что мы сделали? (из 6 убрали (вычли) 4=2)

6-4=2

- Мы сравнили два числа 4 и 6 и узнали, что 6>4 на сколько? (на 2) и 4 <6 на сколько (на 2).

Посмотрите на схему, где отрезок изображающий число 2 (фразу на 2)

Что мы делаем с числами? Сравниваем!!! Значит это задачи на сравнение.

- Перед нами возникла новая проблема. Как поступить, когда нужно сравнивать большие числа? (вывести правило, как без помощи кругов и баранок можно сравнить числа)

Кто догадался, что нужно сделать чтобы сравнить два числа? (без практического задания)

- Кто догадался, что мы сделали для того, чтобы сравнить числа 6 и 4 (из 6 (большего числа) вычли 4 (меньшее число)).

- Итак, чтобы узнать на сколько меньше или больше число, надо из большего числа вычесть меньшее.

6. Первичное закрепление

Где нам получить информацию или подтверждение данного правила?

а) работа с учебником

- Откройте учебник на странице 11.

Обратите внимание на синий прямоугольник. Что изображено на рисунке?

(стаканы и ложки) Что обозначает число 5? Что обозначает число 3?

(Ск. стаканов? Ск. ложек?)

Что обозначает число 2?

Что обозначает выражение 5-3? (на ск. ложек меньше, чем стаканов; на сколько стаканов больше, чем ложек)

Давайте прочитаем вывод: Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего вычесть меньшее.

Определение темы урока: Вы ранее говорили, что тема урока решение задач, а если уточнить: каких задач? (задач на сравнение)

Открыли тетради, записали число и выполнили чистописание.

Отступили 2 клетки, слово задача.

Выполняем №2  стр. 12. Каким правилом мы воспользуемся для решения задачи?

Решение:

7-3=4 (к.)

7-3=4 (м.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону на доске

- Молодцы, вы хорошо потрудились. А теперь проверим, как хорошо усвоили новое знание. Выполните задачу, только решение.

Задача № 3 стр. 12. Проверка по эталону.

У кого вызвала затруднение эта задача?

8. Самостоятельное составление задачи с вопросами: «На сколько больше, меньше?»

- Вернемся к схеме при составлении задачи, по которой у нас возникли проблемы.

Поменяем героев, вместо кружков котята и щенята. Составь задачу.

9. Рефлексия

- Какую цель мы ставили сегодня?

- Достигли ли мы ее?

- Чему мы еще учились?

- Спасибо за урок. Урок окончен.