Предметная цель урока:
- познакомить с решением задач на разностное сравнение
- познакомить с новым видом схемы задач на разностное сравнение
Познавательные УУД:
- знаково-символическое моделирование
- совместный выбор оснований и критериев для решения задач на разностное сравнение
- создание алгоритма решения задач на разностное сравнение
Регулятивные УУД:
- самоконтроль и коррекция
- определение с помощью учителя учебной задачи и удержание ее в течение урока
Коммуникативные УУД:
- учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
- работа в парах
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
Девиз урока: «Делу – время, потехе – час».
Учащиеся объясняют смысл этой пословицы.
2. Актуализация знаний
а) математическая разминка (работа со Smart):
- Я называю число, а вы увеличиваете его на 2 : 5, 7, 1, 4, 8.
- Я называю число, а вы уменьшаете его на 2 : 8, 6, 4, 7.
Прочитай пример по-разному.
Найди числа, которые связаны между собой.
б) самостоятельная работа
- Используя данные знания, решите примеры, записав ответ (выданы карточки с примерами), но предварительно я вас попрошу сделать оценочный прогноз по линейке. Время 2 минуты (таймер)
в) самопроверка и самооценка
- Проверьте правильность ответов (эталон)
- Кому удалось решить примеры без ошибок? Поднимите руки те ребята, у которых оправдался прогноз.
- Кто испытал затруднения? Ваши пожелания ребятам.
3. Создание проблемной ситуации SMART
- Используя схемы составьте задачи.
- Знаем ли мы данную схему, используя которую мы можем составить и решить задачу?
- Получается, перед нами возникла проблема (Поняли, что не знаем и сами должны найти способ)
- Некоторые дети попытались сами составить задачу, но не у всех это получилось
4. Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока? (научиться составлять и решать задачи по новой схеме)
- А какая тема урока? Скорее всего скажут решение задач, а уточнить (каких?) можно позже.
Чем ещё мы будем заниматься на уроке?
Считать, сравнивать, составлять различные выражения, работать со схемами, решать задачи, проверять и оценивать свою работу.
ФИЗМИНУТКА
5. Открытие нового знания
- Начнем мы с вами с наблюдения и практической работы в паре.
- Положите перед собой кружки согласно схеме.
- один ряд 4 сплошных круга
- второй ряд 6 кругов с отверстиями (баранок)
Сравните количество фигур в двух рядах.
Как узнать каких фигур больше или меньше? (сложить их парами)
- Чего больше сплошных кругов или баранок? На сколько больше? Приведите аргументы.
- Чего меньше сплошных кругов или баранок? На сколько меньше? Приведите аргументы.
- Как же мы получили в ответе два? Что мы сделали? (из 6 убрали (вычли) 4=2)
6-4=2
- Мы сравнили два числа 4 и 6 и узнали, что 6>4 на сколько? (на 2) и 4 <6 на сколько (на 2).
Посмотрите на схему, где отрезок изображающий число 2 (фразу на 2)
Что мы делаем с числами? Сравниваем!!! Значит это задачи на сравнение.
- Перед нами возникла новая проблема. Как поступить, когда нужно сравнивать большие числа? (вывести правило, как без помощи кругов и баранок можно сравнить числа)
Кто догадался, что нужно сделать чтобы сравнить два числа? (без практического задания)
- Кто догадался, что мы сделали для того, чтобы сравнить числа 6 и 4 (из 6 (большего числа) вычли 4 (меньшее число)).
- Итак, чтобы узнать на сколько меньше или больше число, надо из большего числа вычесть меньшее.
6. Первичное закрепление
Где нам получить информацию или подтверждение данного правила?
а) работа с учебником
- Откройте учебник на странице 11.
Обратите внимание на синий прямоугольник. Что изображено на рисунке?
(стаканы и ложки) Что обозначает число 5? Что обозначает число 3?
(Ск. стаканов? Ск. ложек?)
Что обозначает число 2?
Что обозначает выражение 5-3? (на ск. ложек меньше, чем стаканов; на сколько стаканов больше, чем ложек)
Давайте прочитаем вывод: Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего вычесть меньшее.
Определение темы урока: Вы ранее говорили, что тема урока решение задач, а если уточнить: каких задач? (задач на сравнение)
Открыли тетради, записали число и выполнили чистописание.
Отступили 2 клетки, слово задача.
Выполняем №2 стр. 12. Каким правилом мы воспользуемся для решения задачи?
Решение:
7-3=4 (к.)
7-3=4 (м.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону на доске
- Молодцы, вы хорошо потрудились. А теперь проверим, как хорошо усвоили новое знание. Выполните задачу, только решение.
Задача № 3 стр. 12. Проверка по эталону.
У кого вызвала затруднение эта задача?
8. Самостоятельное составление задачи с вопросами: «На сколько больше, меньше?»
- Вернемся к схеме при составлении задачи, по которой у нас возникли проблемы.
Поменяем героев, вместо кружков котята и щенята. Составь задачу.
9. Рефлексия
- Какую цель мы ставили сегодня?
- Достигли ли мы ее?
- Чему мы еще учились?
- Спасибо за урок. Урок окончен.