Тип урока |
Урок обобщения исторического материала |
Цели урока |
Создать условия и осуществить оценку уровня развития Российской империи в начале XX века. Выяснить особенности территориальной структуры и состава населения Российской империи в начале XX века и их последствия для страны; сформулировать основное направление развития России; проанализировать количественные и качественные показатели экономического развития России в начале XX века.
Образовательные:
- актуализация знаний из курса истории России XIX века. Формирование представления учащихся об особенностях политического и социального развития России;
- особенности российского варианта модернизации, сформулировать выводы о темпах развития России, её возможных перспективах;
- уяснение и закрепление терминов: русификация, великодержавный шовинизм, индустриальное общество, модернизация, образ жизни, социальная структура;
- понять причины и смысл тех политических и социальных потрясений, которые пришлось пережить России в тот период.
Развивающие:
- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах;
- объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России начала XX в.;
- выделять существенные признаки на примере характеристики сословий и классов российского общества (в том числе на материале истории своего края), умение работать с исторической картой, самостоятельно делать выводы;
- развитие исследовательских навыков и умения вырабатывать свой взгляд на альтернативные пути и варианты развития страны.
Воспитательные:
- выразить свое отношение к ситуации, в которой оказалась Россия в конце XIX-начале XX века, пробудить у учащихся личный интерес к самостоятельному решению исторических задач. Выступить в роли историка и дать свою оценку уровня развития российской империи в конце XIX начале XX вв.
|
Образовательные ресурсы |
Карта «Российская империя в начале XX в.»
Таблица «Территория и население Российской империи».
Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М.2004
Выдержки из исторических документов.
Портреты: С.Ю. Витте, П А.Столыпина, В.К.Плеве, Николая II.
Шестаков В.А. История России. ХХ – начало ХХI века, М., Просвещение, 2014.
Презентация.
Раздаточный материал с историографическими оценками для анализа на уроке.
Видеофрагмент фильма Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьюта, 1896 год
Документальная хроника Юбилейные торжества в честь 300-летие Дома Романовых. 1913.
Встречный марш Императорского Преображенского полка. http://muz-color.ru
П.И.Чайковский «Времена года» (муз. Отрывок).
|
План урока |
Обсуждение соответствия, подготовленного «Портрета эпохи».
Анализ подготовленного материала (результаты выявленной в результате работы с источниками информации о рассматриваемом периоде и исторических личностях)
Обсуждение опережающего задания (оценка изучаемого периода по следующим направлениям: территория Российской империи, особенности развитие промышленности, сельского хозяйства, особенности общественной и политической жизни)
Роль Николая II. Деятельность Витте С.Ю., Столыпина П.А.
Историографические оценки периода правления Николая II в начале XX века
|
Методы и формы обучения |
Методы: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Основные понятия |
Русификация, великодержавный шовинизм, индустриальное общество, модернизация, образ жизни, социальная структура. |
Оборудование |
Компьютер, Smart-доска, проектор. |
Опережающее задание |
Изучить особенности жизни населения Российской империи в начале века и продумать собственную презентацию «Портрет эпохи», по направлениям (сельские обыватели, мещане, рабочие, дворяне).
Провести исследование: познакомиться с тем, как описывают данный исторический период в литературе, в кинематографе, а также в рассказах наши современников с целью выяснения особенностей сохранившейся исторической памяти об изучаемой исторической эпохе.
Провести обобщение учебного материала (оценка уровня развития российской империи правления по направлениям: особенность территории, развитие промышленности, сельского хозяйства, общественной и политической жизни).
|
Список литературы |
Учебники и учебные пособия
Кацва Л.В. История России ХХ век, курс лекций для старшеклассников, глава 1,2.
Левандовский А. А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. «История России. XX- нач. XXI века. 11 класс», базовый уровень, Москва «Просвещение» 2014 г.
Рапов О.М. История России в лицах: с древности до наших дней, биографический словарь. М., Русское слово. 1997г.
Источники
http://fb.ru/article/277061/finansovaya-reforma-vitte-prichinyi-itogi. (Денежная реформа Витте С.Ю.).
Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995г.
Миронов Б.Н. Социальная история России. Т.2. «Статистическое приложение: Основные показатели развития России сравнительно с другими странами в XIX—XX вв.» СПб, 1999.
Степанов А. Россия перед Красным Октябрем. Журнал «Россия XXI». 1993 № 11-12. С. 128-155.
http://ege.fipi.ru
Дополнительная литература
Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб.1999г.
Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 2001г.
«Правда и ложь об уровне жизни в царской России». Ерофеев Н. Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2003. №1. - С.55-70.
Кирьянов Ю.И. Жизненный уровень рабочих России (конец XIX – начало XX в.) М.,1979г.
Шубин А.В. Великая Российская революция. 10 вопросов. — М.: 2017. — 46 с
Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г.В.Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА) М., 2000. — 488 с.
Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М.2004г.
Новейшая история России: преподавание в школе, учебное пособие, М., Альфа - М, 2013г.
|
Планируемые результаты |
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
Получат возможность: сопоставления различных точек зрения при оценке изучаемого периода истории страны; закрепления понимание различий в оценке профессиональных историков, современников и потомков; формулирования собственной точки зрения в изучении истории.
Получат навыки: работы с письменными историческими источниками и историографическими оценками. |
Познавательные: анализируют, выявляют особенности и противоречия в оценках. Систематизируют ранее полученные знания; сопоставляют информацию различных источников.
Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и одноклассниками; участвуют в обсуждении; осознают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. |
Акцентируют внимание на противоречивости восприятия и оценки социальной действительности и отражение различий в идеологических взглядах; проявляют навыки сотрудничества со сверстниками;
определение собственной гражданской позиции. |
Этап урока |
Деятельность
педагога |
Деятельность обучающихся
/предполагаемые ответы |
Комментарий |
Перемена |
Звучат фонограммы музыкальных произведений конца XIX – нач.XXвв. |
Готовятся к уроку |
Использование музыкальный произведений, популярных изучаемого периода позволяет создать эмоциональный настрой восприятия изучаемой эпохи.
Возможен вариант показа фрагментов документальной хроники. |
Организационный момент |
Приветствие |
Приветствие |
|
Мотивационный этап. |
Обсуждение соответствия, подготовленного «Портрета эпохи». Знакомство широким спектром мнений и точек зрения, на уровень жизни подданных Российской империи, с известными современниками изучаемого периода. |
Определение особенностей разных сословий, обращают внимание на различие в положении. Отмечают ярких представителей изучаемой эпохи. |
На доске находятся портреты: Александра III., Николая II., Витте С.Ю., Плеве В.К., Столыпина П.А.
Карта «Российская империя в начале XX в.» |
Постановка цели урока |
Дать оценку уровню развития Российской империи в начале XX века.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Сегодня мы проанализируем особенности политического и социального развития России в условиях модернизации, и возможные перспективы развития;
Попытаемся понять причины и смысл тех политических и социальных потрясений, которые пришлось пережить России в тот период.
В конце рассмотрения материала урока необходимо сформулировать собственную оценку уровня развития Российской империи. |
Совместно с учителем определяют задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Записывают тему и задачи в тетрадь. |
Учитель корректирует предложенные задачи. |
Анализ подготовленного материала (результаты выявленной в результате работы с источниками информации о рассматриваемом периоде) |
Проблемное задание: Работая с текстом определить, какие проблемы, стоявшие перед страной в начале XX века, вы считаете самыми актуальными, требующие решений, почему?
Координация обсуждения результатов |
Перечисляют проблемы, требующие незамедлительного решения
Работают с Приложением 1, отвечают на вопросы, делают вывод. |
Использование различных исторических источников (стат. Отчёты, взгляд на эпоху в оценке наших современников, литературные произведения, кино и документальная хроника) позволяет получить разностороннюю картину при изучении истории. |
Обсуждение опережающего задания (оценка изучаемого периода по следующим направлениям: особенности развитие промышленности, сельского хозяйства, особенности общественной и политической жизни) |
Изложение материала
Координация обсуждения результатов
Подводит итог обсуждению:
Россия не стояла на месте, тем более не деградировала. В то же время темпы происходивших изменений были недостаточными.
Подобная ситуация не только не создавала предпосылок для успеха модернизации в России, но и в какой-то мере предрешала ее поражение в Первой мировой войне, итог которой, как никогда раньше, зависел от технической оснащенности ее участников. |
Обсуждение и оформление записи в тетрадях
Приложение 2. (группа № 1)
Работа с текстом «Итоги индустриализации»
Работа с Приложением 3. (группа №2)
Приложение 4. (группа №3)
«Докладная записка Витте Николаю II
Всеподданнейший доклад министра финансов
О положении нашей промышленности
Февраль 1900 г» |
Работают в группах. Представители групп сообщают результаты своей работы – выводы, к которым пришли в процессе обсуждения проблемных вопросов. Учитель регулирует возможную в этом случае дискуссию и резюмирует выводы групп.
Для иллюстрирования используется презентация |
Роль Николая II. Деятельность Витте С.Ю., Столыпина П.А. |
На основе опережающего задания необходимо представить понимание Координация обсуждения |
Изложение проанализированного материала (выделяют позиции исторических деятелей, их отношение к оценке уровня развития государства, и предлагаемые необходимые изменения)
Николая II
Проблемы: страна должна была в кратчайший срок решить комплекс проблем, касавшихся всех основных сфер общественной жизни: в политической сфере, в сфере экономики, в сфере национальных отношений, в сфере внешних экономических связей, в сфере религии и церкви, в сфере обороны….
Решение: «Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлёкшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный, покойный родитель».
С. Ю. Витте
Проблемы: Целью нового курса Витте было догнать промышленно развитые страны, занять прочные позиции в торговле с Востоком, обеспечить активное внешнеторговое сальдо.
Решение: комплексная модернизация народного хозяйства России осуществить индустриализацию всех отраслей, превратить деревню в источник капиталов, продовольствия и сырья, необходимых для индустриализации и урбанизации страны. . В свободном крестьянском «Я», освобожденном частном интересе Витте видел неисчерпаемый источник развития производительных сил деревни.
- Поощрение развития тяжелой индустрии и ж/д транспорта
- 1895 г Введение монополии государства на торговлю спиртными напитками
- 1897 г Денежная реформа
- 1899 г Освобождение ввозимого капитала от препятствий, что усилило приток инвестиций в промышленность
- Протекционистская таможенная политика.
П.А. Столыпин
Проблема: создать в России условия для её более мощного экономического роста при сохранении самодержавия и существующего политического и социального порядка
Решение: «В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» За 6 лет, с 1906 по 1912 год, за Урал переселилось более 3 млн человек. Это столько, сколько до этого переселилось за весь период колонизации края с XVI века. Огромные для того времени цифры. Именно в годы столыпинских реформ возникло множество поселений на территории Алтайского края. И это тот случай, когда что-то сказывается на нашей жизни до сих пор. Изменился ведь не только численный состав Сибири, но и экономический уклад этой территории. |
Сопоставление взглядов позволяет акцентировать внимание на исторических спорах о путях развития России, выявить параллели с развитием других стран в XX веке.
Возможна организация работы без опережающего задания (в этом случае необходимо подготовить раздаточный материал с заранее отобранными текстами). |
Оценка изучаемого периода. |
Координация обсуждения |
Выявление положительных и отрицательных сторон исторического периода на основе опережающего задания. Заполняют сравнительную таблицу. Приложение 5. |
Работа в группах позволяет в полном объеме раскрыть все стороны развития
Представители групп сообщают результаты своей работы – выводы, к которым пришли в процессе обсуждения. |
Историографические оценки периода правления Николая II в начале XX века |
Координация обсуждения
Учитель подводит промежуточный итог:
Полученная информация заставляет задуматься над тем, можем ли мы согласиться или не согласиться со следующей оценкой главного идеолога «перестройки» А.Н Яковлева, который восторженно говорил: «Господи! Какое же это было время!.. Россия развивалась невиданными темпами... Впервые за всю свою тысячелетнюю историю быстро становилась процветающей страной... Везде и всюду открывались школы... Страна была завалена продуктами питания, товарами потребления... Россия имела практический шанс уберечься от разрушительной смуты октября 1917 года... |
Читают и анализируют предложенные материалы для анализа.
Приложение 6.
Оценки:
- остатки средневековья выражались в сохранении российского самодержавия. Власть государя не ограничивалась никакими выборными органами.
- самосохранение неограниченного самодержавного строя являлось архаизмом, противоречившим и духу времени, и интересам большинства социальных групп тогдашней России.
- серьезным противоречием развития экономики страны стал колоссальный разрыв между сельским хозяйством с его архаичными способами производства и ростом промышленности, опиравшейся на передовую технологию. Чтобы не допустить отставания от европейских держав, правительство вынуждено было развивать широкую сеть железных дорог, финансировать тяжелую промышленность.
- «Царство Николая II было роковым для России благодаря личным его качествам.
- А.Боханов - «В 1913 г. кругом царил мир, порядок, процветание. Россия уверенно шла вперед, беспорядков никаких не случалось. Промышленность работала на полную мощность, сельское хозяйство динамично развивалось, и каждый год приносил все большие урожаи. Росло благосостояние, и покупательная способность населения увеличивалась год от года. Началось перевооружение армии, еще несколько лет - и русская военная мощь станет первой силой в мире».
- Николай II увольнял преданных монархии, порядочных, компетентных министров и вместо них назначал или непрофессионалов, или тайных врагов самодержавной монархии, или мошенников.
- Представители старой социалистической идеологии, негативно оценивают правление последнего русского царя, называя годы царствования цепью преступлений против народа.
- Кризис идеологического развития.
- Социально-экономические проблемы.
- Замедление темпов экономического роста
|
Предложенный материал обращает внимание учащихся на полярность оценок и помогает сконцентрировать внимание на причинах различий (современники, политические оппоненты, потомки).
В качестве варианта работы можно удалить авторов, не указывать их политические взгляды – что позволяет усложнить работу учащихся и предложить самостоятельно определить особенности позиции авторов высказываний |
Оценка уровня развития российской империи в начале XX века. Формулирование темы урока |
Координация обсуждения |
Формулируют причины, влияющие на оценивание исторического периода |
Подход позволяет совместить этап выводов и осознания изученного материала, получить обратную связь урока |
Диагностика достижений планируемых результатов |
Баранов П. А. - Тесты по истории России. XX — начало XXI века. 11 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2011. |
|
Данный вариант используется на усмотрение учителя, как для всего класса. Так и для индивидуальной работы. |
Домашнее задание |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Выполнить один из предложенных вариантов
Вариант 1
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Россия накануне событий 1905-1907 гг. двигалась по прогрессивному пути социально-экономического развития, революционеры-демократы и либералы своей борьбой с властью лишь "раскачивали" российскую государственность и вовлекали в борьбу с ней народные массы
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Вариант 2
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Российская империя имела в конце XIX — начале XX в. процветающую экономику и быстро нагоняла развитые европейские страны».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение: 1) ... 2) ...
Аргументы в опровержение: 1) ... 2) ... |
|
http://ege.fipi.ru
Для более подготовленных учащихся, тех, кто планирует сдачу ЕГЭ по истории.
Остальные учащиеся работают с текстом учебника, (?) к разделу. |