Технологическая карта урока русского языка по теме "Синонимы" (повторение). УМК "Перспективная начальная школа". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок рефлексии.

Содержательная цель: создать условия для закрепления и расширения представлений о синонимах, их значении в речевой практике.

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм.

Задачи:

  • Образовательные: создать условия для формирования у учащихся способностей фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления;
  • Развивающие:
    • создать условия для развития умений самостоятельно находить "трудные места", оценивать, какой именно вид работы у него не получается, и решить, что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему;
    • развивать коммуникативную компетенцию, творческие способности учащихся;
    • развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание;
    • формировать умение работать в парах, в группах.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся самостоятельно применять синонимы в работе над текстами.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

  • формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умения слушать собеседника и вести диалог;
  • формировать умения излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные УУД: понимать необходимость изучения русского языка.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Оборудование: раздаточный материал: перфокарты, лист самоконтроля.

Технологии: деятельностный подход к учебному процессу.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
 ученика

УУД

1

Мотивация к коррекционной деятельности.
Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!



Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»
- Что вы ожидаете от этого урока?

Подготовка класса к работе.

 

 

- На уроке мы повторим то, что знаем.

Личностные:
Самоопределение
адекватная мотивация учебной деятельности
Регулятивные:
целеполагание
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

 

Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

 

1. Словарная работа (расставь ударение)
Брала, занята, километр, взяла, документ, издавна, поняла, досуг, изредка, ворота, жаворонок, квартал, принял, красивее ожил.
Ребята на карточках ставят ударение, проверяют по эталону. Коммуникативные:
Планирование
кооперация с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:
умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
Познавательные:
Общеучебные
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Логические
формулировать проблемы,
проговаривать последовательность действий на уроке

 

2. Запись под диктовку.
За окном воет свирепая вьюга.
Ночная метель замела дорожки в саду.

а) Разберите предложения по членам и частям речи.

б) Выпишите подлежащие из предложений.
Вьюга, метель.

 

 

Ребята выходят и записывают предложения на доске.

- Что вы можете сказать об этих словах?
Почему вы так решили?

Ответы детей.

- К какой части речи относятся эти слова?
- Что они обозначают?
- Чем отличаются друг от друга?
На доске создаётся кластер.
- Сделайте вывод.

Существ. (это слова одной части речи)
Метель – перенос снега над поверхностью земли ветром большой силы.
Вьюга - сильная метель.
(имеют одинаковое или близкое значение, но звучат и пишутся по-разному)
Как называются такие слова в русском языке? Эти слова называются синонимами.

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

Чему научиться?

Синонимы. (повторение)

 

Почему надо знать, что такое синонимы и зачем они нужны в речи?

3

 

Локализация индивидуальных затруднений

 

1. Работа с учебником
упр.12 (устно)
Ребята читают задание, отвечают на вопросы. Познавательные:
Общеучебные
Моделирование;
использование знаково-символических средств;
поиск и выделение информации;
смысловое чтение
Логические
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей,
доказательство
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Регулятивные:
планирование и прогнозирование.

 

Чем различаются их значения?
Учитель составляет кластер на доске.
Одно из слов пары называет более сильное проявление чего-либо(темноты, ненастья, чувства).
Значит, синонимы различаются по значению…. продолжите фразу По значению, более сильное проявление чего-либо.
2. Игра “Найди пару”
Подбери синонимы. Прочитай слово, которое получилось.
торопиться учить спешить
бежать нестись изучать
известие осилить
удивить одолеть
мечтать новость
изумить
фантазировать
Какое проявление самое сильное?
Работа в парах

3. Работа с учебником упр.13, стр.19 устно.

Выполнение по заданию.

Можно ли их назвать синонимами?

Значит, синонимы различаются …. продолжите фразу

Ребята читают пары слов и находят устаревшие слова.
- Можно.
Сейчас мы их в речи не употребляем,
они объединяются близостью, схожестью значения
По времени бытования.

4

Физминутка

Музыкальная

Выполняют упражнения.

Регулятивные:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

5

 

Обобщение затруднений во внешней речи

 

Работа с учебником упр.14 (самостоятельная работа)

1. Такие синонимы называются в русском языке полные

2. Такие синонимы называются в русском языке неполные

Ребята читают задание и выписывают пары слов по группам.

Познавательные:
Общеучебные: умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Логические: анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные: кооперация с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

- Какую роль играют синонимы в речи? Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной.
Работа в группах.
Прочитайте текст.
Что вы заметили?
Красив ли он? Почему?
Что нужно сделать, чтобы текст стал красочный?
Замените повторяющиеся слова синонимами
(Текст на листочке)
Делятся на 3 группы по рядам.
В тексте есть повторения.
Заменить повторяющиеся слова синонимами.
Выполняют по заданию. Защищают свою работу.

 Деревья в парке были большие. Возле дорожки росла большая ель. Сюда в жаркие дни собирались большие ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под большим деревом.
Слова для справок: большой – крупный, высокий, взрослый, огромный.

Деревья в парке были высокие. Возле дорожки росла огромная ель. Сюда в жаркие дни собирались взрослые ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под крупным деревом.

6

Итог урока

Давайте вернёмся к целям, которые вы поставили в начале урока. (на доске)

Ребята делают вывод, что такое синонимы и зачем они нужны опираясь кластер.
Синонимы различаются по значению (сильнее или слабее проявление чего-либо) и по времени бытования.

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7

Домашнее задание

Выучить вывод стр. 20,
тетрадь стр. 12-13 упр.9

Записывают в дневник задание.

 

8

Рефлексия деятельности

Сегодня на уроке:
Я научился ...
Было интересно ...
Было трудно ...
Могу похвалить себя за то, что…
Могу похвалить одноклассников за то, что…
Больше всего мне понравилось…
Мне показалось важным ...

Продолжите фразу: «Уходя с урока, я хочу сказать….»

Ответы детей.

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.