Тип урока: урок рефлексии.
Содержательная цель: создать условия для закрепления и расширения представлений о синонимах, их значении в речевой практике.
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм.
Задачи:
- Образовательные: создать условия для формирования у учащихся способностей фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления;
- Развивающие:
- создать условия для развития умений самостоятельно находить "трудные места", оценивать, какой именно вид работы у него не получается, и решить, что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему;
- развивать коммуникативную компетенцию, творческие способности учащихся;
- развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание;
- формировать умение работать в парах, в группах.
- создать условия для развития умений самостоятельно находить "трудные места", оценивать, какой именно вид работы у него не получается, и решить, что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему;
- Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся самостоятельно применять синонимы в работе над текстами.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- осваивать способы решения проблем поискового характера;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные УУД:
- формировать умения слушать собеседника и вести диалог;
- формировать умения излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные УУД: понимать необходимость изучения русского языка.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Оборудование: раздаточный материал: перфокарты, лист самоконтроля.
Технологии: деятельностный подход к учебному процессу.
Ход урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность |
Деятельность |
УУД |
1 |
Мотивация к коррекционной деятельности. |
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
|
Подготовка класса к работе.
- На уроке мы повторим то, что знаем. |
Личностные: |
2
|
Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
|
1. Словарная работа (расставь ударение) Брала, занята, километр, взяла, документ, издавна, поняла, досуг, изредка, ворота, жаворонок, квартал, принял, красивее ожил. |
Ребята на карточках ставят ударение, проверяют по эталону. | Коммуникативные: Планирование кооперация с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках Познавательные: Общеучебные умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; Логические формулировать проблемы, проговаривать последовательность действий на уроке
|
2. Запись под диктовку. а) Разберите предложения по членам и частям речи. б) Выпишите подлежащие из предложений. |
Ребята выходят и записывают предложения на доске. |
|||
- Что вы можете сказать об этих словах? Почему вы так решили? |
Ответы детей. |
|||
- К какой части речи относятся эти слова? |
Существ. (это слова одной части речи) Метель – перенос снега над поверхностью земли ветром большой силы. Вьюга - сильная метель. (имеют одинаковое или близкое значение, но звучат и пишутся по-разному) |
|||
Как называются такие слова в русском языке? | Эти слова называются синонимами. | |||
Давайте попробуем сформулировать тему урока. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Чему научиться? |
Синонимы. (повторение)
Почему надо знать, что такое синонимы и зачем они нужны в речи? |
|||
3
|
Локализация индивидуальных затруднений
|
1. Работа с учебником упр.12 (устно) |
Ребята читают задание, отвечают на вопросы. | Познавательные: Общеучебные Моделирование; использование знаково-символических средств; поиск и выделение информации; смысловое чтение Логические анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, доказательство Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Регулятивные: планирование и прогнозирование.
|
Чем различаются их значения? Учитель составляет кластер на доске. |
Одно из слов пары называет более сильное проявление чего-либо(темноты, ненастья, чувства). | |||
Значит, синонимы различаются по значению…. продолжите фразу | По значению, более сильное проявление чего-либо. | |||
2. Игра “Найди пару” Подбери синонимы. Прочитай слово, которое получилось. торопиться учить спешить бежать нестись изучать известие осилить удивить одолеть мечтать новость изумить фантазировать Какое проявление самое сильное? |
Работа в парах | |||
3. Работа с учебником упр.13, стр.19 устно. Выполнение по заданию. Можно ли их назвать синонимами? Значит, синонимы различаются …. продолжите фразу |
Ребята читают пары слов и находят устаревшие слова. |
|||
4 |
Физминутка |
Музыкальная |
Выполняют упражнения. |
Регулятивные: |
5
|
Обобщение затруднений во внешней речи
|
Работа с учебником упр.14 (самостоятельная работа) 1. Такие синонимы называются в русском языке полные 2. Такие синонимы называются в русском языке неполные |
Ребята читают задание и выписывают пары слов по группам. | Познавательные: |
- Какую роль играют синонимы в речи? | Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной. | |||
Работа в группах. Прочитайте текст. Что вы заметили? Красив ли он? Почему? Что нужно сделать, чтобы текст стал красочный? Замените повторяющиеся слова синонимами (Текст на листочке) |
Делятся на 3 группы по рядам. В тексте есть повторения. Заменить повторяющиеся слова синонимами. Выполняют по заданию. Защищают свою работу. |
|||
Деревья в парке были большие. Возле дорожки росла большая ель. Сюда в жаркие дни собирались большие ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под большим деревом. |
Деревья в парке были высокие. Возле дорожки росла огромная ель. Сюда в жаркие дни собирались взрослые ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под крупным деревом. |
|||
6 |
Итог урока |
Давайте вернёмся к целям, которые вы поставили в начале урока. (на доске) |
Ребята делают вывод, что такое синонимы и зачем они нужны опираясь кластер. |
Коммуникативные: |
7 |
Домашнее задание |
Выучить вывод стр. 20, |
Записывают в дневник задание. |
|
8 |
Рефлексия деятельности |
Сегодня на уроке: Продолжите фразу: «Уходя с урока, я хочу сказать….» |
Ответы детей. |
Коммуникативные: |