Министр просвещения РФ Ольга Васильева рассказала в своем интервью «Российской газете», что с 1 сентября 2020 года в российских колледжах из перечня профессий и специальностей вычеркнут почти 100 наименований. По словам министра некоторые профессии устарели содержательно, другие исчезли, а третьи изменились так, что необходимые навыки можно получить на краткосрочных курсах.
Стоит отметить, что 21 век – это время стремительного научного прогресса. Мир развивается, за ним меняется и развивается рынок труда, и ряд старых профессий естественным образом становятся не актуальными. Таким образом, наиболее существенными внешними факторами, которые влияют на перспективы развития системы профессионального образования в Российской Федерации, являются: глобализация экономики, усиление академической и трудовой мобильности, что требует сопоставимости квалификаций работников; инновации и развитие новых технологий, приводящие к быстрым изменениям в промышленном производстве, экономике и социальной сфере; интернационализация в сфере образования; экономические кризисы и угроза безработицы; негативные демографические тенденции; устаревание и необходимость модернизации ряда профессий, возникновение новых профессий; развитие корпоративных систем подготовки кадров.
По словам Васильевой в числе профессий, которые исчезнут с рынка труда: «изготовитель эмалированной посуды», «сушильщик в бумажном производстве», «ткач», «вышивальщица», «сборщик изделий электронной техники» и «радиооператор». На смену ушедшим в прошлое профессиям приходит целый ряд новых. Среди ближайших или уже состоявшихся обновлений такие специальности, как «Техническое обслуживание и ремонт биотехнических медицинских аппаратов и систем», «Аддитивные технологии» - то есть технологии с использованием 3D-печати. “Плюс «мехатроника и мобильная робототехника», «графический дизайн». И еще очень интересная специальность, которая уже сейчас пользуется огромным спросом, - «Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства». По сути, это работа с промышленными роботами, их сборка, установка, запуск... Уже сейчас по этому перспективному направлению в России учатся 360 студентов в 10 колледжах, расположенных в 8 регионах”, - рассказала Васильева.
Тогда возникает вопрос, какими навыками должен обладать современный человек?
Навыки будущего: ключевые типы грамотности и базовые навыки 21 века
- конкурентоспособность и востребованность;
- знания современных достижений науки и технологий;
- техническая и технологическая компетентность;
- владение компетенциями мирового уровня;
- специализированные, меж- и мульти-дисциплинарные компетенции;
- системное и глобальное мышление;
- самообучение и самосовершенствование на протяжении всей жизни;
- умение работать в мульти-среде (технологической, культурной, языковой и т.д.)
- инновационная и предпринимательская активность;
- лидерские качества, гибкость и мобильность.
Таким образом, основной задачей современного образования является: создание среды, которая облегчает ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала. Это позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Новая роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию и к деятельности.
В МБОУ «СОШ № 1» сформирована образовательная среда по развитию технического творчества:
- LEGO Education WeDo - 9 наборов
- CUBORO – 3 набора
- Lego Mindstorms EV3 – 5 наборов
Инженерное образование в МБОУ «СОШ №1» осуществляется по 2 возрастным ступеням:
- Начальная школа (7- 11 лет)
- Среднее и старшее звено (12-17 лет)
Развитие инженерного мышления в нашей школе формируется через внеклассную работу:
1. В начальной школе 1 раз в неделю идет кружок «Юный техник», где дети имеют возможность работать с конструктором LegoWedo.
Какие возможности дает конструктор LegoWedo?
Конструктор LegoWedoдаёт возможность:
- собирать простые модели роботов;
- приводить их в движение при помощи электромоторов;
- управлять, используя датчики движения и наклона;
- программировать робота при помощи компьютера.
А также раз в неделю идет кружок «Развитие познавательных способностей, где дети имеют возможность работать с кубиками CUBORO.
Какие возможности дают кубики CUBORO?
- Развитие речи. Является необходимым условием при командной работе для обсуждения путей создания лабиринта или решения задачи.
- Развитие логического мышления. Нахождение путей решения одной и той же задачи, но с разными условиями, заинтересует как детей младшего школьного возраста, так и взрослого человека.
- Развитие пространственного воображения. Игроки должны научиться контролировать передвижения шарика по всей площади лабиринта и по всем направлениям (прямо, влево, вправо, вниз).
- Развитие абстрактного мышления. Игроки должны представлять тот путь, по которому будет двигаться шарик, при этом шарик не всегда будет виден.
- Развитие мелкой моторики. Кубики должны быть уложены максимально ровно, что бы шарик свободно перемещался по желобам и тоннелям вашей конструкции. Если кубики будут находиться в неправильном положении, движение шарика будет затруднено, либо он вообще остановится и не пройдет запланированный вами маршрут.
- Творческое мышление. Существуют тысячи способов выстроить свой индивидуальный маршрут. Каждый ребенок будет размышлять по-своему, и построит лабиринт в зависимости от его желания и возможностей. Игроки должны проявлять творческий подход, чтобы преодолеть препятствия и довести шарик до конечной точки.
2. В среднем и старшем звене 1 раз в неделю идет кружок «Клуб робототехники», где дети имеют возможность работать с конструктором LegoMindstormsEV3
Какие возможности дает конструктор LegoMindstormsEV3?
Робот LegoMindstormsEV3 даёт возможность:
- собирать первых программируемых роботов;
- с помощью электромоторов делать их подвижными;
- научиться управлению через датчики;
- через компьютер программировать "мозг" робота;
- изучать сложные науки в игровой форме.
Чтобы мои занятия были интересными и более увлекательными использую в своей работе разные формы:
- Работа по образцу
- Соревнования
- Самостоятельная работа
- Проектная работа
- Совместная работа с родителями
Результатом моей работы является участие в конкурсах разного уровня: школьного, муниципального и регионального.
Участие в школьных мероприятиях
- Ежегодный фестиваль по CUBORO
- Ежегодный фестиваль по робототехнике
- Участие в общешкольной родительской конференции «Роботы в цифровом мире» (2018 год)
- Участие профориентационном мероприятии «Путешествие в Город мастеров» (2018 год)
Путешествие в Город мастеров
– это увлекательное профориентационное мероприятие, направленное на популяризацию индустрии рабочих кадров, идеальная площадка, предоставляющая младшим школьникам возможность приоткрыть дверь в мир самых разных профессий, а учащимся 8-11 классов продемонстрировать свои лучшие профессиональные умения, знания и навыки.
12 мая обучающиеся 1-б класса МБОУ "СОШ №1" (классный руководитель Лыткина Е.А.) приняли участие в первом школьном профориентационном событии «Путешествие в Город мастеров», главный девиз которого "Учиться, узнавать, пробовать, исследовать и путешествовать". Ребят ждали увлекательные станции: Аптекарь, Электрик, Агроном, Кондитер, Медик, Салон красоты, Робототехник, Плотник, сопровождающих их в мир традиционных ремёсел, популярных профессий и профессий будущего.
Все участники этого события получили яркие приключения, новые знакомства и море эмоций!
Участие в муниципальных конкурсах:
- Муниципальный фестиваль – конкурс робототехники «Техника будущего» -2018 (победители в номинации «Домашнее задание)
- Муниципальный фестиваль - конкурс робототехники «Космопорт»-2019 (победители в номинации «Кот в мешке»)
- Муниципальный фестиваль по CUBORO -2019 (победители)
- Муниципальный фестиваль - конкурс робототехники «I Этап конкурса по LEGO-конструированию-2019 (победители)
Участие в региональных конкурсах:
- Квалифицированный этап чемпионата Байкальского международного салона образования по Куборо-2018 (вошли в 20 лучших)
- IV Чемпионат Иркутской области по Cuboro территориальный центр г.Бодайбо - 2019 (участие)
Дорогие коллеги!
Новое время ставит перед нами новые задачи. Поле нашей профессиональной деятельности безгранично, возможности творить неиссякаемы, помните это. Главное, браться за дело и верить в успех!