Самоуправление классного коллектива
№ | фамилия имя |
ответственность |
обязанности |
1 |
Аксёнова Виолетта |
командир класса |
контроль и организация общей работы в классе в тесном сотрудничестве с со всеми секторами, учителем. |
2 |
Белоусов Аслан |
организаторы спортивной деятельности |
подготовка ко внеклассным мероприятиям, организация классных спортивных соревнований, пропаганда здорового образа жизни. |
3 |
Максименко Анна |
организатор культурно-массовой деятельности |
подготовка ко внеклассным мероприятиям, организация классных мероприятий, направленных на воспитание этики и культуры. |
4 |
Кравченко Виктория |
хозяйственный сектор |
организация работы в классе по сохранению школьной мебели, эстетического вида и чистоты в кабинете. |
5 |
Щелкалина Елизавета Кошелохова Анна |
ответственные за учебную деятельность |
наблюдение за сохранностью учебных принадлежностей, учебников учащихся, выделение отличившихся учащихся за неделю по рейтингу, за посещением библиотеки, |
6 |
Храмцова Юлия |
цветоводы |
наблюдение за развитием цветов в классе, их поливкой, сбор информации о комнатных растениях для обощения |
Психолого-педагогическая характеристика класса
В 3 классе обучается 12 учеников: 10 девочек и 2 мальчика.
У детей дома созданы необходимые условия для учебы, родители уделяют большое внимание обучению и воспитанию своих детей: ученики в школу ходят аккуратно одетые, имеют формы для спортивных занятий, носят сменную обувь, обеспечены школьными принадлежностями, родителями оплачиваются горячее питание в школе.
Классный руководитель работает в постоянном контакте с родителями, которые постоянно откликаются на обращения учителя. В результате совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития классного коллектива.
Уровень качества знаний в классе средний. Шесть учащихся легко справляются с учебной нагрузкой. Качество знаний по итогам второго класса и первой четверти в среднем держится на 50%. В классе учатся дети разного темперамента, характера, психологических особенностей.
Причины слабоуспевающих учащихся. Они не могут преодолеть трудности в учёбе по ряду физиологических и психологических причин: невнимательность, неусидчивость, не усвоение материала, замедленное чтение и письмо.
Большинство детей в классе умеют слушать и понимать учителя и друг друга. Дети в основном любознательные и общительные. У ребят развиты навыки учебного труда. Они добросовестно относятся к дежурству в классе, поручениям, самообслуживанию, бережно сохраняют учебники, школьную мебель, принимают посильное участие в общественно - полезном труде, понимают ценность труда. В классе хорошо развито чувство товарищества и дружбы. Дети доброжелательно относятся друг к другу и всегда поддерживают своих одноклассников, и помогают им в трудную минуту. Присутствует чувство коллективизма и благоприятная обстановка. В целом, класс характеризуется взаимопониманием, поддержкой и уважением друг к другу и окружающим.
Дети адекватно реагируют на замечания учителя, дисциплина в классе хорошая. Отношение учителя к ученикам доверительное, построенные на понимании, уважении и помощи.
В течение всего учебного года ведётся систематическая работа по вовлечению детей в интеллектуальную деятельность. Таким образом, ученики класса участвуют в конкурсах и олимпиадах различного уровня: на школьном и муниципальном этапах Всероссийской предметной олимпиады: по русскому языку, математике, окружающему миру, во Всероссийских дистанционных олимпиадах. У детей сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности.
Добыть здоровье проще, чем счастье.
Природа милостива: она запрограммировала организм
с большим запасом прочности, и нужно много стараний,
чтобы этот запас свести к нулю…
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать его высокий
уровень здоровья, вполне возможно».
Академик, хирург Н.М.Амосов)
Формирование ЗОЖ
Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников потребность в ведении здорового образа жизни: использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения вредным привычкам. Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным «формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на уроках и воспитательных мероприятиях. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо научить. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Ребенка можно назвать здоровым, если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честен, самокритичен,
- в социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Сам термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). Здоровый образ жизни занимает пока не первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Поэтому важность решения этой проблемы как никогда актуальна при переходе на Стандарты второго поколения. Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. В соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов нового поколения здоровье обучающихся является неотъемлемой составной частью образовательного процесса.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы, где одной из основных:
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Исходя из определённого в ФГОС «портрета» выпускника начальной школы, поставлены следующие задачи формирования ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Пути формирования ЗОЖ
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников, в общероссийском масштабе, приходит в школу с врожденными или приобретенными заболеваниями. Изучение состояния здоровья детей, не выявило положительной динамики за последние годы. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной, нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения.
Все данные задачи, мы, учителя начальных классов реализуем в своей ежедневной деятельности. Кто как не учитель начальных классов воздействует на умы младших школьников, закладывая основу познания окружающего мира и самого себя.
Индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем школьном возрасте. Это связано с развитием у младших подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъективность в сбережении и укреплении здоровья.
Поэтому мы стремимся строить свою работу с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Пути и способы сохранения и укрепления здоровья
1. Питание.
2. Режим.
3. Физическое воспитание.
4. Массаж.
5. Гимнастика.
6. Закаливание.
7. Гигиена (гигиенические навыки, чистоплотность, уход за волосами, пользование туале том, гигиена полости рта).
8. Контроль за здоровьем (мед. осмотр, диагностика, тестирование).
9. Адаптация.
10. Эмоциональное благополучие.
11. Профилактическая работа: фитотерапия, витаминотерапия, иммуномодуляторы, ЛФК (дыхание, осанка, плоскостопие, физиопроцедуры, коррекция речи).
12. ОБЖ.
Основные задачи:
1. Формирование ценностного отношения учеников начальных классов к своему здоровью.
2. Расширение представлений о факторах формирующих, укрепляющих и разрушающих здоровье.
3. Пропаганда здорового образа жизни, профилактическая работа.
4. Моделирование жизненной перспективы с позиции ценностного отношения к здоровью.
О физическом здоровье
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, на овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Кроме физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость), развиваются ценные психические качества (настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание).
Средствами физического воспитания являются физические упражнения, подвижные игры, спорт. Ими занимаются в домашних условиях (утренняя гимнастика), в школе (уроки физкультуры), в спортивных кружках.
Цель – создание условий, способствующих физическому развитию детей и сохранению их здоровья, а также формированию потребностей школьников в соблюдении принципов здорового образа жизни.
Задачей ставлю привлечение детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также пропаганду здорового образа жизни.
В своей работе регулярно провожу спортивно-оздоровительные мероприятия: соревнования, часы здоровья, эстафеты, тематические классные часы, занятия по профилактике вредных привычек, соблюдению правил безопасности и оказанию помощи в различных жизненных ситуациях, участвуем классом в школьных и муниципальных мероприятиях «За здоровый образ жизни», «Здоровье – это спорт и физкультура», «Мы выбираем жизнь». Учащиеся 3 класса приняли активное участие в школьном конкурсе стенгазет, где заняли третье место, готовили плакаты и рисунки. В течение месячника проведены мероприятия в классе, в школе. Вся работа по воспитанию у учащихся потребности к здоровому образу жизни строится в тесном контакте с родителями, что отражено в воспитательном плане. Пример родителей, доброжелательная атмосфера, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях — один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни. Регулярным стало уже проведение в школе спортивных праздников «День здоровья», «Весёлые старты». Разнообразные виды внеклассной работы взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания школьников.
В настоящее время можно уверенно утверждать, что именно учитель вносит большой вклад в развитие здоровья современного ученика. Просто учитель должен работает так, чтобы обучение детей в школе способствовало укреплению их здоровья, а воспитание было направлено на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Ежегодно осенью проводится медицинский осмотр учащихся мед.работниками амбулатории п.Холодный и контроль физического развития школьников в форме скрининг-обследование, что дают возможность делать определённые выводы не только развития здоровья, но и спортивные достижения в зависимости от здоровья. Так же получают рекомендации о занятиях в физкультурных группах, определяются группы здоровья. Положительная тенденция результатов демонстрируются в таблицах, что даёт возможность делать вывод о правильно поставленной работе в этом направлении. Сопоставление данных за два года даётся в диаграмме.
Группы здоровья учащихся 3 класса
Группы здоровья |
Количество учащихся |
1 группа здоровья |
7 |
2 группа здоровья |
4 |
3 группа здоровья |
1 |
физические группы |
|
Основная физкультурная группа |
10 |
Подготовительная физкультурная группа |
2 |
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования. В 3 классе есть учащиеся, которым было рекомендовано ношение очков. Согласно СанПиН, они занимают передние парты, с высоким ростом - по крайним местам в ряду.
Таким образом, перед нами, учителями, стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм. Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:
- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
- снижение уровня заболеваемости учащихся;
- сохранение работоспособности на уроках;
- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
В нашей школе также учителями в учебный процесс внедряется здоровье сберегающая технология, которая охватывает все ступени обучения, в том числе и начальные классы. Но я, как учитель начальных классов, ставлю перед собой задачу – создать здоровьесберегающую среду на все 4 года обучения детей на первой ступени. Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. В целом, для выполнения этой задачи в школе и в классе вошли в традицию следующие оздоровительные мероприятия:
1. Утренняя зарядка. В начале каждой учебного дня в коридоре дежурным классом дружно проводится общешкольная утренняя зарядка. Он способствует созданию хорошего настроения, бодрствования, выработке навыков и желания физического развития.
2. Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводятся в коридоре перед кабинетами начальных классов или, в зависимости от погоды, дети выходят на улицу. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.
3. Дни здоровья. Подробнее хотелось бы остановиться на общешкольных уроках здоровья, которые проводятся в классе раз в месяц. Темы разные, актуальные для учеников данного класса, главная цель которых всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению правил личной гигиены. В течение данного учебного года дети готовились по темам сохранения и укрепления здоровья по темам:
- "Физкультура и спорт"
- "Сохранение зрения"
- "Режим дня и здоровье"
- "Уход за зубами"
- "О вреде курения"
- "Как победить грипп"
- "Что такое ОРВИ"
- "Правильное питание-основа здоровья"
- походы на природу
Физкультурные минутки на уроках. На уроках в начальной школе широко используется веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший. Физ.минутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.
5. Рациональное здоровое питание. Здоровое питание организуется через работу с родителями. В классе стопроцентный охват горячим питанием в школьной столовой - это горячие завтраки и обеды за счёт родительской оплаты. На первой перемене учащиеся начальной школы получают горячий завтрак в основном за счёт родительской оплаты. После пятого урока 100% учеников класса за счёт родительской оплаты питаются обедом. В столовой питание сбалансированное, рациональное с учётом калорийности пищи по правильному меню.
6. Витаминизация. Ежедневное употребление учащимися витаминов способствует правильному развитию детского организма, обмену веществ, пополняет организм нужными питательными веществами. В школе дети бесплатно обеспечиваются витаминами. Витамин «Ревит» предназначен для восполнения потребности в витаминах, профилактики авитаминоза, укрепления неспецифического иммунитета, благотворно сказывается на обменных процессах, способствуя нормальному функционированию всех органов и систем.
«Аскорбиновая кислота» (это витамин С) осуществляет регуляцию свертывания крови и нормализует проницаемость стенок мелких кровеносных сосудов. Он может предотвращать развитие реакций аллергию и снижать выраженность воспалительного процесса. Данный элемент делает много полезного для нашего организма, помогая:
- восстановить и сохранить зубы и кости;
- предотвратить повреждение клеток;
- поддержать здоровье тканей организма;
- улучшить работу иммунной системы, что так важно при простуде;
- усваивать железо из растительных продуктов;
- в построении коллагена, необходимого для связывания костей, суставов, сухожилий и связок вместе;
- создать и поддерживать кровеносные сосуды;
- улучшить память и увеличить концентрацию внимания;
- очистить организм от токсинов;
- смягчить действие рентгеновских и электромагнитных излучений;
- улучшить зрение;
- похудеть, поскольку участвует в производстве карнитина – вещества, сжигающего молекулы жира.
7. Внеурочная деятельность. Вся школьная программа включает проблему здоровьесбережения. Так и занятия внеурочной деятельности решают этот вопрос. Расписание составлено по рекомендациям. Дети на занятиях получают информацию и навыки на данную тему, которые поддержат в дальнейшей жизни. Для обучающихся третьего класса организованы внеклассные занятия, которые приняты с интересом. Обучающиеся активно, с интересом посещают спортивные секции "Футбол", "Шашки и шахматы". принятые со 2 класса, руководителем является Боргояков А.Н. Кружками "Батик" и «Ритмика», глубоко заинтересовала педагог Матросенко С.А. Эти кружки и секции организованных ДДТ. Кружок «Юный натуралист» от СЮТ ведёт учитель Зимин А.Н.. Посещаются занятия по внеурочной деятельности "Эрудит", "Мир глазами детей", ведутся учителем Чебодаевой В.Н.
Результаты демонстрируют, занимая призовые места в конкурсах рисунков и олимпиадах разного уровня, в спортивных районных мероприятиях.
В среднем один ученик посещает 3,7 внеклассных занятия. Это 371% посещений по всему классу.
Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников такой:
1) Организация участия в общешкольных мероприятиях, конкурсах рисунков на темы здорового образа жизни.
2) Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных (соблюдение режима проветривания, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.
3) Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности.
8. Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Во время прогулок ребенок получает массу новых впечатлений, совершенствует двигательные навыки. Солнечные лучи – отличная естественная профилактика рахита, а свежий воздух обогащает организм кислородом. После прогулки ребенок лучше ест и крепче спит. Поэтому практически каждый день есть необходимость гулять с детьми на улице. Разумеется, ребенок должен быть одет по погоде. Самый главный ориентир – это его самочувствие. В зависимости от погодных условий учащимися нашего совершаются тематические экскурсии или прогулки с классом в лес, проводятся подвижные игры на пришкольной площадке. Дети возвращаются в приподнятом бодром настроении, с новыми силами продолжают рабочий день в классе.
9. Расписание уроков. Для сохранения и укрепления здоровья учащихся способствует правильно составленное расписание. Расписание уроков в школе составлено согласно рекомендациям СанПиНот 29.12.2010г. с учётом оценки трудности учебных предметов. Наиболее сложные предметы поставлены в середине рабочего дня 2,3 уроками к моменту наивысшей активности организма. Также наибольший пик баллов трудных предметов приходится на середину недели, к концу недели вынесены предметы с меньшими баллами по рангу. И расписание звонков по школе составлено согласно требованиям здоровьесберегающих технологий, позволяющее отдохнуть расслабиться на перемене, получить завтрак, перестроиться на другой учебный предмет.
Расписание звонков.
- 1 урок 8ч 40мин - 9ч 25мин
- 2 урок 9ч 45мин - 10ч 30мин
- 3 урок 10ч 50мин - 11ч 35мин
- 4 урок 11ч 45мин - 12ч 30мин
- 5 урок 12ч 40мин - 13ч 25мин
- 1 перемена - 20 мин
- 2 перемена - 20 мин
- 3 перемена - 10 мин
- 4 перемена - 10 мин
Расписание уроков 3 класса на 2017-2018 учебный год
понедельник |
1. русский язык |
вторник |
1. литературное чтение |
среда |
1. окружающий мир |
четверг |
1. русский язык |
пятница |
1. окружающий мир |
10. Домашнее задание задаётся нормировано с рекомендуемой дозировкой и выполняется в группе продлённого дня, что посещают 100%. С учётом возрастных особенностей для обучающихся 3 класса, по рекомендациям СанПиН выполнение домашних заданий предлагается в пределах 2-х часов. Учителем соблюдается дозировка домашних заданий, на уроке разъясняются сложности заданного упражнения, что облегчает их выполнение и рекомендуется отдых после уроков перед выполнением домашних заданий с прогулкой на свежем воздухе.
11. Пропуски уроков в классе допускаются только по уважительным причинам. В основном дети болеют респираторными заболеваниями. Сравнительно, за 1четверть текущего учебного года пропусков уроков стало меньше с аналогическим периодом прошлого учебного года.
Пропуски уроков пропущенных учащимися
Аналогичный период |
Количество дней |
Причины |
2016-2017у.г. |
150уроков |
ОРВИ |
2017-2018у.г. |
125 уроков |
ОРВИ |
При сравнении с аналогичным периодом прошлого учебного года видно, что количество пропущенных дней уменьшилось на 25 уроков. Работая в этом направлении, после активного изучения и применения на практике с данным классным коллективом можно сделать конкретные выводы: складывается определенная система использования учителем здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Анализ динамики заболеваемости показывает, что есть тенденция к уменьшению заболеваний, осложнений после болезни, процента пропущенных дней ребенком, увеличение учащихся, не болевших ни разу.
12. Безопасность жизнедеятельности является одной из главной составляющей сохранения здоровья. Дети в школе получают первые знания о безопасном поведении в повседневной жизни, которая постепенно расширяется. Также, целью является организация гигиенического воспитания и обучения, формирование здорового образа жизни детей, первая доврачебная помощь, энергетические напитки, компьютерная зависимость, стрессоустойчивость.
Примерный график проведения инструктажей по безопасности жизнедеятельности с учащимися 3 класса
Название инструктажа | Примерное время проведения инструктажа |
||||||||
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
|
Правила поведения во время морозов |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Правила безопасного поведения на улице |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
Правила безопасного поведения дома |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
Пиротехника |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
О правилах поведения в общественном транспорте |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
Правила поведения во время каникул |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
О правилах поведения в спортивном зале |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
Первый лед |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
Гололед |
при гололеде |
Проведение инструктажей по безопасности жизнедеятельности является необходимым мероприятием и обязанностью классного руководителя. Беседы о безопасном поведении регулярно проводятся по представленным темам и дают учащимся информацию о безопасном поведении на улице, в школе и дома. Знания правил развивает чувство самосохранение и ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и окружающих, стимулирует самостоятельность в принятии решений, вырабатывает умения и навыки безопасного поведения в реальной жизни.
Вывод. Анализ работы, направленное на сохранение и укрепление детского здоровья в третьем классе констатирует, что идёт работа по формированию умений и навыков здоровьесбережения, привитие привычек здорового образа жизни. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.