Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию личностно – ориентированной развивающейся модели массовой начальной школы и призван обеспечить среди прочих основных целей выполнение такой цели как ориентация образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Этой цели как нельзя лучше соответствует философская система Ш.А.Амонашвили «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».
В моей педагогической деятельности Шалва Александрович Амонашвили является тем идеалом, к которому я в своей работе стремлюсь. Судьба подарила мне встречу с этим удивительным человеком. После встречи прошло 15 лет, открыв книги Амонашвили сейчас, я поняла, что его технология гуманно-личностной педагогики не только не устарела, но и приобрела новое свечение в контексте с требованиями федерального государственного стандарта.
Ш.А.Амонашвили считает, что гуманная педагогика - это «педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».
Основными идеями гуманно-личностной педагогики являются:
- Воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства.
- Образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
Воспитание благородного человека, самовоспитание - есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.Способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Облагораживание души и сердца ребенка. Развитие и становление познавательных сил ребенка. Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
Основные принципы технологии:
- любить ребенка (учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке);
- очеловечивать среду, в которой живет ребенок (ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность;учитель должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка);
- прожить в ребенке свое детство (глубокое изучение жизни ребенка, движений его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе).
Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок-творчество, урок-игра, урок-радость, урок-труд, урок-встреча, урок-жизнь, урок-праздник.
Особенности методики гуманной педагогики заключаются в гуманизме, индивидуальном подходе к ребенку, в мастерстве общения, в использовании резерва семейного воспитания, организации учебной деятельности.
В своей педагогической деятельности я стараюсь использовать различные формы организации учебной деятельности, стремлюсь совершенствовать свою духовную жизнь, а значит и изменить стиль общения со своими учениками и их родителями. Ш.А.Амонашвили подчеркивает важность познавательного чтения. На практике я организую совместную работу родителя, учащегося и учителя по ведению дневников читателя с первого класса. Вначале родители вместе с детьми читают художественные произведения, анализируют и записывают отзыв о прочитанном в дневник с обязательной пометкой, что для меня (ребенка) показалось интересным или чему учит прочитанное произведение. Чем взрослее становится ребенок, тем более самостоятельное заполнение дневника приветствуется мною. В свою очередь я веду систематический контроль ведения дневника читателя, слежу за кругом читательских интересов детей, рекомендую список литературы, в конце года подводим итог читательской деятельности, отмечаем самых активных учащихся медалями, грамотами. Еще один вид чтения я использую в своей работе – коллективное чтение. Я подбираю литературу, которую дети не часто берут в библиотеке, например, авторов Лагерлёф, Льюис, Чарскую сказки-повести, я читаю эти произведения вслух, а далее в зависимости от ситуации, или просматриваем мультипликационный, художественный фильм, или смотрим спектакль и сравниваем произведения, или просто обсуждаем прочитанное. Самый лучший результат такой работы, когда я вижу, либо в дневниках читателя, либо на парте у ребенка это произведение. Дети стремятся вперед нас прочитать произведение, или перечитать самостоятельно. Мои ученики очень часто признаются самыми активными читателями городской библиотеки.
Еще одна сторона гуманной педагогики меня привлекает, и я развиваю ее в своей педагогической деятельности: преподавание основ религиозных культур и светской этики: курса основ православной культуры и в рамках внеурочной деятельности с 1 класса ведение курса основ православной культуры. Мы ведем разговор с учащимися и их родителями о духовной жизни людей, осмыслении высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь и т.д.) в разных формах: беседы, дискуссии, просмотр передач, праздники, в которых участвуют и дети, и их родители. В 2017 году моя деятельность была отмечена благодарственным письмом Главой Кузбасской митрополии Аристархом «За труды во славу Русской православной церкви в Кузбассе».
Закончить свою статью я хотела бы словами Ш.А.Амонашвили из книги «Основы гуманной педагогики. Педагогическая симфония»: «Способствовать взрослению Ребенка с его развивающимися силами – значит делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным».
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.
2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М., 2000.
3. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Педагогическая симфония. – М., 2002.
4. Уроки Шалвы Амонашвили. Улыбка моя, где ты? – М., 2003.