Цель занятия: автоматизация звука «Р» в самостоятельной речи ребенка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать умение согласовывать существительные в творительном падеже;
- Формировать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде;
- Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза;
Коррекционно-развивающие:
- Закреплять произношение звука в слогах, словах и предложениях;
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- Развитие умения подбирать антонимы;
- Развитие мелкой моторики и психологической базы речи.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание навыков поведения на занятиях;
- Умение слушать педагога.
Оборудование: картинки с изображением животных, стены, дикарей, леса, сада; разрезные картинки животных; картинки с изображением фруктовых деревьев или фруктов.
Ход занятия
1. Организационный момент
Сейчас я вам дам картинки, посмотрите кто на них изображен, изобразите как говорят эти животные.
А теперь все садимся за столы.
2. Сообщение темы занятия
Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема занятия? (Звук Р).
3. Основная часть занятия
Изолированное произношение звука Р.
Давайте с вами порычим. Видите, скучно жить звуку Р одному. Пошел он гулять и встретил ворону. Она говорит КААР, понял звук Р, что он может не только один быть и решил найти себе еще какие-нибудь звуки. Поможем звуку Р искать звуки?
Проговаривание звука Р в слогах.
Шел звук Р шел и увидел большую стену, давайте поможем перебраться через нее звуку. Придумайте ему слоги, чтобы было за что ему на стене зацепиться.
Тут звук А, как ему зацепиться? (Рррррра).
А здесь звук О, помогите зацепиться.
Тут У, какой слог получится?
Тут Ы, что у нас получается?
Э, помогаем. Вот и забрался у нас звук Р на стену.
Развитие фонематического слуха.
А теперь приготовьте ладошки, и когда услышите звук Р, хлопайте в ладоши: облако, рак, рыба, рука, еда, мясо, колбаса, гранат, круг, овал.
Развитие умения подбирать антонимы.
Перелез наш звук через стену и тут он встретил жителей за стеной, и сказали они звуку Р, скажешь слова наоборот, мы тебя пропустим дальше. Поможем звуку?
Слова: Зло, лень, трусость, грусть.
Ура, отпустили наш звук.
Угадай животное.
Идет наша буква дальше, а что же у нее на пути? Ой, да это же волшебный лес.
Хочет спросить звук Р у животного, а не знает как его зовут – начинается на Ть, заканчивается на Р, что это за животное?
Показал тигр куда идти Р дальше, идет он и пришел к вот какому странному животному - у него в кармане детеныш. Кто это?
Показало кенгуру дорогу дальше, идет и видит какую интересную птицу – начинается на са, заканчивается на ка. Кто это?
Показала сорока дальше дорогу звуку Р. Идет дальше и видит вон какое животное, соберите его изображение. Кто это? А сколько слогов в слове Жираф? Какой первый? Второй?
Физкультминутка.
Пришли животные все, кто помогал звуку Р выбраться из леса и давай с ним плясать. Попляшем все вместе?
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся)
Разрезные картинки.
Смотрите, тут есть еще картинки, давайте их соберем.
Кто у вас получился? (крокодил, кенгуру, тигр, крот, крыса).
А сколько слогов в слове? Какой первый? Второй?
Словообразование.
Вышел звук Р из лесу пошел по тропинке дальше. А чьи эти ворота? Ой, да это сад! Как называется сад, в котором растут фрукты?
Давайте рассмотрим этот сад.
Как называется дерево, на котором растут груши? Персики? Гранаты? А где звук Р в этих словах?
4. Итог занятия
Вот и попутешествовал наш звук Р. Где побывал он? А чем он там занимался?
Молодцы!