Стремительные перемены во всех сферах жизни общества требуют от семьи изменения традиционной стратегии в вопросах воспитания ребенка. По мнению большинства исследователей, психолого-педагогическая культура родителей формируется либо стихийно, либо под влиянием опыта старших поколений или средств массовой информации, реже путем самообразования и консультативной помощи специалистов. В результате среди родителей существует большой разброс в понимании самоценности своей семьи и особенностей восприятия ее как социального и воспитательного института. Поэтому возникает необходимость в социально- педагогическом сопровождении семей. Эффективность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется участием других социальных институтов, которые призваны помогать и поддерживать воспитательную деятельность родителей с которыми у семьи в дальнейшем складываются отношения сотрудничества.
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
ФГОС ДО предусматривает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, среди которых требования к психолого-педагогическим условиям. Согласно данным требованиям каждое современное ДОУ должно создать условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС ДО одним из таких условий является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Он обязывает работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Основная цель совместной деятельности и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи – установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, способность делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.
Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно- образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5).
Одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (раздел I, п. 1.7., пп. 6).
В соответствии с этим основной целью взаимодействия педагогов с родителями является создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка в семье и ДОУ, возрождение семейного воспитания.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для эффективного взаимодействия педагогов с родителями в детском саду должна быть создана комфортная образовательная среда, в рамках которой осуществляется реализация системы социально-педагогического сопровождения семьи от первых дней посещения ребенка группы детского сада до его поступления в школу.
Целью социально-педагогического сопровождения семьи в условиях МДОУ детский сад № 4 является:
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитания и сохранности здоровья ребенка раннего и дошкольного возраста.
- Установление прочных партнерских взаимоотношений между детским садом и семьей.
- Формирование активной позиции родителей, актуализирующей полученные психолого-педагогические знания, помогающие им раскрыть потенциальные образовательные возможности в вопросах воспитания, развития и сохранности здоровья своих детей.
- Повышение степени включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
В процессе социально-педагогического сопровождения реализуются следующие поставленные задачи:
- повышать информационную компетентность, уровень психолого-педагогических знаний, педагогической образованности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста через применение современных мер в воспитании ребенка, сохранности здоровья, с учетом его индивидуального темпа развития;
- повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических мероприятиях;
- вооружить родителей необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями для создания воспитательно-образовательной среды в семье;
- поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье;
- повышать ответственность родителей за процесс воспитания, развитие у них умений самостоятельно решать проблемные ситуации;
- обеспечить условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении роли успешного родителя.
В данном направлении используются всевозможные методы и формы социально- педагогической работы с родителями, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр.
№ п/п |
Название метода |
Содержание метода |
1 |
Посещение семей |
- ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье; |
2 |
Наглядная пропаганда |
Использование различных видов наглядности: стенды, тематические выставки, проведение дня открытых дверей, включающие открытые просмотры занятий, дежурства родителей и членов родительского комитета, прогулки с детьми на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. |
3 |
Родительские собрания. |
Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания. Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. |
4 |
Деловые игры |
Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации. |
5 |
Вечера вопросов и ответов |
Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий |
6 |
Встречи за «круглым столом» |
Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остаётся в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог |
6 |
Индивидуальное консультирование |
Широко используется, которое включает в себя несколько этапов: |
7 |
Родительские тренинги |
Предназначены для наиболее «продвинутых» родителей, для тех, кто понимает, что помочь ребенку можно лишь в том случае, если меняешься сам. Формы занятий здесь могут быть различны: контакт-группы, тренинги личностного роста, группы психодрамы, арт-терапия и т.д. |
В целях облегчения работы воспитателя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций. Тематический материал можно условно разделить на группы:
1. Содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогической культуры родителей в детском саду.
2. Практические рекомендации воспитателям относительно содержания, форм и методов работы детского сада с родителями:
а) изучение семей;
б) педагогические беседы и тематические консультации;
в) родительские собрания;
г) изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания;
д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей;
е) рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы воспитателей с родителями.
3. Повышение педагогических умений воспитателей:
а) планирование работы с родителями;
б) педагогическое самообразование педагогов;
в) педагогический опыт;
г) консультации и семинары с воспитателями.
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы одной из главных задач ставится: обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье (Указ Президента Российской Федерации №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» от 01.06.2012 г.). Данное положение определяет семью как главный институт воспитания, фактор социализации личности ребенка, как комплекс условий и средств этого.
В 2013-2015 гг., реализуя в режиме областной инновационной площадки инновационный проект «Современные подходы к оптимизации партнерских отношений ДОУ и семьи как открытой модели в интегративном воспитательно-образовательном пространстве», продолжая в 2015–2017 г.г. инновационный проект «Организация психолого-педагогической поддержки семьи в ДОУ как условие реализации современных стандартов дошкольного образования», мы пришли к результату:
- Разработан мониторинг потребностей и интересов семьи
- Разработана модель системы организации работы ДОУ по психолого-педагогической поддержке семьи в соответствии с требованиями ФГОС ДО
- Внедрены в практику работы образовательные проекты, где инициаторами выступят родители воспитанников
- Родители воспитанников привлечены к активному участию в деятельности дошкольного учреждения
- Создана модель сотрудничества ДОУ и семьи.
Но остались и проблемы:
- Недостаточная компетентность родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников
- Недостаточное изучение семей воспитанников, их особенностей, потребностей и запросов
- Недостаточное умение определить содержание работы с родителями с различными категориями семей
- Недостаточное владение педагогами методами индивидуально-дифференцированного подхода к семьям воспитанников
Причинами этого явились:
- Несвоевременное оказание семье социально-педагогической поддержки в вопросах воспитания и развития ребенка
- Неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей.
В связи с этим возникли следующие перспективы:
- Изучение особенностей семей, потребностей родителей воспитанников
- Повышение социального статуса семьи, ее педагогического потенциала, культуры, активной социальной позиции
- Повышение педагогической компетентности родителей через гармонизацию межличностных отношений
- Разработка системы социально-педагогического сопровождения различных категорий семей
- Повышение компетентности педагогов по вопросу взаимодействия с семьей
- Пополнение банка инновационных методов и приемов в работе с семьей.
Анализ сложившейся ситуации выявил направления нашей дальнейшей работы:
- Ранняя классификация семей, построение системы работы с разными категориями семей (индивидуально - ориентированные (персонифицированные) подходы в работе с семьей)
- Раннее (на этапе адаптации к условиям ДОУ) социально-педагогическое сопровождение семьи
- Практико-ориентированные формы работы с семьей
Для реализации намеченного нами была разработана модель организации социально-педагогического сопровождения семьи в ДОУ (Приложение 1).
В результате работе по модели у нас следующие результаты:
- активное участие родителей в семейных образовательных проектах
- положительная динамика удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ
- благоприятный психологический климат в семье и ДОУ
- участие родителей в управлении ДОУ (в Родительском комитете, Совете ДОУ)
- повышение педагогической компетентности родителей
И наметились перспективы деятельности:
- Разработка программ социально-педагогического сопровождения различных категорий семей на этапе адаптации к условиям ДОУ
- Разработка системы мониторинга выявления индивидуальных особенностей семей
- Разработка системы социально-педагогического сопровождения разных категорий семей через выявление их индивидуальных особенностей, потребностей и запросов.