В начальной школе закладываются основы грамотного письма, дается понятие о буквах – графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге и об алфавите как совокупности букв русского языка.
Для овладения буквами, алфавитом необходимо правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать их в случаях отчетливого звучания, правильно воспринимать, записывать все буквы, безошибочно соотносить их со звуками при чтении и на письме. В усвоении алфавита участвуют все виды речевой деятельности школьника: восприятие звучащей речи, чтение вслух и про себя, собственная устная речь, все виды письма, включая каллиграфию.
Для формирования навыка безошибочного письма необходимо умение учениками пользоваться алфавитом и знание графики: правила употребления букв, правила обозначения отдельных звуков буквами и их сочетаний. Вся система правил обозначения звучащей речи буквами, их сочетаниями усваивается детьми практически, в ходе овладения чтением и письмом.
Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой – это область орфографии, правила которой обеспечивают единообразие написания родственных слов, обозначения грамматических форм, имен собственных и нарицательных.
Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих областях письма:
- при обозначении звуков буквами в словах (слабая позиция в морфемах);
- при выборе слитного и раздельного написания слов, дефисного написания;
- при употреблении прописных и строчных букв;
- при переносе слов;
- при аббревиации, т.е. графическом сокращении.
В начальных классах не изучается только последний пункт.
Принципы русской орфографии.
Русская орфография подчинена нескольким принципам. Ведущим из них признается морфологический.
Морфологический принцип орфографии предполагает единообразие одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, т.е. позиционных чередованиях.
Сущность решения орфографической задач, т.е. проверки орфограммы состоит в том, чтобы в искаженном произношении звуковом образе слова узнать его подлинных образ, не исказить понимание значения и правильно передать его на письме.
Вместе с тем, морфологический принцип орфографии не игнорирует учение о фонемах (т.е. позиционно чередующихся звуков в зависимости от сильной или слабой позиции), он опирается на него, использует его в системе своих правил сопоставления сильных и слабых фонем.
Кроме того, в русской орфографии существуют и другие принципы: традиционный (заимств. слова, на -оро-, -жи, -ши и т.д.), дифференцированный (поджог - сущ, поджег – гл.)
Фонематических принцип орфографии стал активно развиваться в связи с развитием фонологии. Он гласит: одна и та же буква обозначает фонему в сильно и слабой позиции. Сторонники этого принципа утверждают, что этот принцип объединяет многие разрозненные орфографические правила.
Если перейти к разговору о развитии орфографической зоркости, то мы прежде всего должны определить понятие орфограммы.
Орфограмма – то место в слове, в котором возможны варианты написания, то место, которое требует доказательства в написании.
Задача обучения русскому языку в начальной школе – научить детей видеть орфограмму, находить в слове место со слабой позицией, с вариативностью написания и приводить доказательства в меру полученных знаний.
Орфографическая зоркость – способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах, сочетаниях, которые предназначены для записи, орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущими. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.