Конспект урока биологии в 7-м классе по теме «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности» с использованием технологии РКМЧП

Разделы: Биология


Цели урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных, установить связь строения с наземной средой обитания. Развивать умение учащихся работать с текстом; умение работать в парах, группах, слушать друг друга, уважать чужое мнение.

Оборудование: Интерактивная доска, проектор, презентация «Паукообразные. Паук-крестовик», тесты, тексты для индивидуального чтения, листы А3, фломастеры.

Ход урока

Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Многообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека». Давайте вспомним особенности их строения и жизнедеятельности. Дома вы составляли синквейны о ракообразных, давайте зачитаем.

Учащиеся зачитывают свои синквейны.

Например:

1)

- креветка
- маленькая, розовая
- прячется, плавает, линяет
- их интересно ловить
- ракообразная

2)

- рак
- черный, красный
- пятится, хватает, плавает
- очень вкусный
- членистоногий

3)

- рак
- жесткий, зеленый
- затаивается, линяет, плавает
- санитар водоема
- членистоногий

Учитель: а сейчас поработаем все вместе, выполним тест. Учащиеся выполняют тест по теме «Класс ракообразные». По окончании работы – взаимопроверка, выставление оценок (открывается ключ теста на слайде).

Изучение нового материала

Отгадайте загадку:

Удивительные два
Предо мною существа:
Есть игла у одного:
Нету ниток у него.
У другого нет иглы,
Только в нитках все углы.

Дети узнают паука и комара.

Учитель: комар относится к Классу Насекомые Типа Членистоногие, паук - представитель Класса Паукообразные Типа Членистоногие. Сегодня тема нашего урока: «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности». К Классу Паукообразных относятся также скорпионы и клещи. Нам предстоит изучить особенности их строения и образа жизни.

Учащиеся записывают в тетрадь дату и тему урока.

Учитель: давайте немного подумаем о паукообразных. В течение 2-х минут запишите всё, что знаете, или вам кажется, что вы знаете об этих животных.
(индивидуальная работа учащихся).

Затем учащимся предлагается поработать в парах, обсудить и объединить все, что записали индивидуально.

На следующем этапе составляем кластер. (Работа в группах по составлению кластера).

По окончании работы все суждения выносятся на доску.

Далее работаем со статьей «Класс Паукообразные (Приложение 1). Особенности строения и жизнедеятельности». Читать будем с карандашом в руках. Во время чтения делаем пометки на полях:

  • V – уже известно
  • - противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете
  • + – узнал новое
  • ? – непонятно, или хотите знать подробнее.

Заполняем таблицу:

«V»

«-»

«+»

«?»

 

 

 

 

Обсуждение заполненной таблицы (Приложение 2).

Вопросы учителя:

1. Что мы узнали о паукообразных?

Учащиеся перечисляют особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, о которых они узнали, прочитав статью, дополняют кластер новыми знаниями (Приложение 3).

2. Какая существует связь между строением и жизнедеятельностью и наземной средой обитания?

Учащиеся: дышат атмосферным воздухом с помощью легочных мешков и трахей, откладывают яйца в коконе, ноги приспособлены к движению на суше.

3. Какие противоречия у вас возникли?

Учащиеся: у пауков нет головы, есть головогрудь, слабое зрение, нет усиков.

4. О чем хотелось бы узнать подробнее? Ответ на этот вопрос определяет темы сообщений на следующий урок.

Учащиеся: интересно узнать подробнее о скорпионах, клещах; как паук плетет паутину, как охотятся пауки.

Учащиеся выбирают темы для сообщений на следующий урок.

Учитель зачитывает составленный им синквейн о паукообразных:

- паук
- восьминогий, восьмиглазый
- плетет, затаивается, охотится
- некрасив, но полезен
- крестовик

и предлагает учащимся составить свои синквейны.

Учащиеся зачитывают составленные ими синквейны.

Например:

1)

- скорпион
- черный, ядовитый
- прячется, жалит, защищается
- очень опасен
- паукообразный

2)

- скорпион
- опасный, восьминогий
- атакует, охотится, пугает
- можно найти в сапоге
- членистоногий

Домашнее задание

Прочитать параграф, закончить работу с таблицей, подготовить сообщения.