Цели урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных, установить связь строения с наземной средой обитания. Развивать умение учащихся работать с текстом; умение работать в парах, группах, слушать друг друга, уважать чужое мнение.
Оборудование: Интерактивная доска, проектор, презентация «Паукообразные. Паук-крестовик», тесты, тексты для индивидуального чтения, листы А3, фломастеры.
Ход урока
Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Многообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека». Давайте вспомним особенности их строения и жизнедеятельности. Дома вы составляли синквейны о ракообразных, давайте зачитаем.
Учащиеся зачитывают свои синквейны.
Например:
1)
- креветка
- маленькая, розовая
- прячется, плавает, линяет
- их интересно ловить
- ракообразная
2)
- рак
- черный, красный
- пятится, хватает, плавает
- очень вкусный
- членистоногий
3)
- рак
- жесткий, зеленый
- затаивается, линяет, плавает
- санитар водоема
- членистоногий
Учитель: а сейчас поработаем все вместе, выполним тест. Учащиеся выполняют тест по теме «Класс ракообразные». По окончании работы – взаимопроверка, выставление оценок (открывается ключ теста на слайде).
Изучение нового материала
Отгадайте загадку:
Удивительные два
Предо мною существа:
Есть игла у одного:
Нету ниток у него.
У другого нет иглы,
Только в нитках все углы.
Дети узнают паука и комара.
Учитель: комар относится к Классу Насекомые Типа Членистоногие, паук - представитель Класса Паукообразные Типа Членистоногие. Сегодня тема нашего урока: «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности». К Классу Паукообразных относятся также скорпионы и клещи. Нам предстоит изучить особенности их строения и образа жизни.
Учащиеся записывают в тетрадь дату и тему урока.
Учитель: давайте немного подумаем о паукообразных. В течение 2-х минут запишите всё, что знаете, или вам кажется, что вы знаете об этих животных.
(индивидуальная работа учащихся).
Затем учащимся предлагается поработать в парах, обсудить и объединить все, что записали индивидуально.
На следующем этапе составляем кластер. (Работа в группах по составлению кластера).
По окончании работы все суждения выносятся на доску.
Далее работаем со статьей «Класс Паукообразные (Приложение 1). Особенности строения и жизнедеятельности». Читать будем с карандашом в руках. Во время чтения делаем пометки на полях:
- V – уже известно
- - – противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете
- + – узнал новое
- ? – непонятно, или хотите знать подробнее.
Заполняем таблицу:
«V» |
«-» |
«+» |
«?» |
|
|
|
|
Обсуждение заполненной таблицы (Приложение 2).
Вопросы учителя:
1. Что мы узнали о паукообразных?
Учащиеся перечисляют особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, о которых они узнали, прочитав статью, дополняют кластер новыми знаниями (Приложение 3).
2. Какая существует связь между строением и жизнедеятельностью и наземной средой обитания?
Учащиеся: дышат атмосферным воздухом с помощью легочных мешков и трахей, откладывают яйца в коконе, ноги приспособлены к движению на суше.
3. Какие противоречия у вас возникли?
Учащиеся: у пауков нет головы, есть головогрудь, слабое зрение, нет усиков.
4. О чем хотелось бы узнать подробнее? Ответ на этот вопрос определяет темы сообщений на следующий урок.
Учащиеся: интересно узнать подробнее о скорпионах, клещах; как паук плетет паутину, как охотятся пауки.
Учащиеся выбирают темы для сообщений на следующий урок.
Учитель зачитывает составленный им синквейн о паукообразных:
- паук
- восьминогий, восьмиглазый
- плетет, затаивается, охотится
- некрасив, но полезен
- крестовик
и предлагает учащимся составить свои синквейны.
Учащиеся зачитывают составленные ими синквейны.
Например:
1)
- скорпион
- черный, ядовитый
- прячется, жалит, защищается
- очень опасен
- паукообразный
2)
- скорпион
- опасный, восьминогий
- атакует, охотится, пугает
- можно найти в сапоге
- членистоногий
Домашнее задание
Прочитать параграф, закончить работу с таблицей, подготовить сообщения.