Данный педагогический сценарий разработан для класса, находящегося на 3 уровне развития УУД.
Применяемый способ деятельности: эксперимент.
Требования к времени, затрачиваемому на выполнение учебного эксперимента в 5 классе: 20 минут.
Тема: Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Цель: Установить и доказать принадлежность животных (иллюстраций) к определенной среде обитания, указав их приспособления.
На каком этапе УУД класс: 3.
Способ деятельности: эксперимент.
|
Подготовительный этап |
Этап продуктивной работы |
Оценка результата и поощрение |
Деятельность ученика
|
Обсуждение цели исследования. Выбор объекта исследования. Планирование исследования. |
Работая в группах, изучают объекты исследования. Поиск существенных признаков объектов Заносят результаты исследования в подготовленную форму – экспертное заключение. Анализируют, делают выводы, фиксируют в шаблоне. |
Осуществляют самооценку, сравнивая полученные данные с эталоном. Формируют заключение экспертизы в соответствии с целью исследования. Представляют результаты исследования. |
Деятельность учителя |
Создание проблемной ситуации. Актуализирует теоретические знания. Наводящими вопросами помогает спланировать работу и выбрать форму представления результата исследования. Предлагает шаблон формы представления результатов – экспертное заключение. Заранее подготавливает объекты изучения |
При необходимости консультирует учеников |
Организует формулирование общего вывода – заключения экспертизы. Поощрение. |
Тема урока: Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-экспертиза.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения.
Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний о средах жизни и их обитателях, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Задачи урока:
- Предметные: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
- Метапредметные: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать; формировать умение работать в группе.
- Личностные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, воспитывать у школьников положительные личностные качества, любовь к природе, умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность,
Учебные задачи:
- Познакомить учащихся с понятием среда обитания, с различными средами обитания организмов.
- Выявить особенности каждой среды обитания.
- Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.
- Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания; распознавать по рисункам раздаточного материала черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; приводить примеры обитателей различных сред жизни.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
- Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему).
- Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).
Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности, формирование экологического мышления и культуры.
Оборудование к уроку:
- Учебник Т.С. Сухова, В.И. Строганов «Биология 5-6».
- Раздаточный материал для работы в группах.
- Индивидуальные карточки (с текстом, тестовые).
- Таблицы с изображением различных видов природы, животных и человека.
Ход урока
1. Организационный этап (приветствие, отметка в журнале темы и отсутствующих)
2. Актуализация знаний
Учитель зачитывает стихотворение:
Глубины вод, простор небес,
Пустыня, горы, степь и лес –
В каком краю не окажись,
Везде кипит упрямо жизнь.
И здесь у каждого свой вкус:
Кому – в песок, кому – под куст.
И каждый выберет себе
Соседей в жизни и в судьбе.
- Ребята, о чем это стихотворение? (о разнообразии живых организмов, о среде обитания)
Мир живых организмов многообразен. Мы продолжаем знакомство с живыми организмами. Посмотрите на рисунки на доске. Большинство – это обитатели нашей области. Опираясь на собственный опыт и наблюдения, отметьте, какое животное будет лишним.
- 1 группа иллюстраций и фотографий - ящерица, заяц, божья коровка, еж, акула, стрекоза
- 2 группа – карась, змея, рак, медуза, улитка
- 3 группа – дождевой червь, синица, крот, личинка жука
Обсуждение, выделение признаков, ответы обучающихся. По мере ответов, учитель убирает иллюстрацию “лишнего” животного.
- Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе?
- Ящерица, заяц, божья коровка, еж, стрекоза à окружает воздух
- Карась, рак, медуза, улитка à окружает вода (живут в воде)
- Дождевой червь, крот, личинка жука à живут в почве (окружает почва)
- Наверное, у каждого из вас есть домашние питомцы: кошки, собаки. Тогда вам знакомы и такие обитатели, как блохи. А еще я назову вам таких неприятных существ как вши, глисты.Где они обитают?(В организме животных, человека).
3. Установление темы и целей урока (постановка проблемного вопроса)
- Как бы вы одним словом назвали то место, где обитают данные организмы? (среда обитания)
- Какова тема нашего урока?
Учащиеся выдвигают предположения и называют тему урока – Среды обитания живых организмов. Записывают тему в тетради, учитель – на доске.
- Хорошо, давайте определим цели нашего занятия. Учитель подводит обучающихся к следующим моментам:
1. Узнать, что такое «среда обитания».
2. Познакомиться с особенностями разных сред обитания организмов.
3. Выяснить, как живые организмы приспособились к жизни в разных средах обитания.
4. Этап изучения нового материала
- Итак, в тетрадях запишем определение «Среда обитания – всё то, что окружает живой организм и оказывает на него влияние».
Этапы исследования:
Подготовительный этап – 5 минут
На столах у каждого из вас лежит иллюстрация живого организма. Я предлагаю вам объединиться в группы самостоятельно.
Обучающиеся делятся на 4 группы (признак деления – 4 среды обитания).
Учитель подводит к проблемному вопросу: на основании, каких признаков вы объединились в полученные группы. Как доказать, что вы сели правильно?
Проблема: выяснить приспособления живых организмов к средам обитания.
Учащиеся формулируют критерии, по которым можно судить о принадлежности организмов к данной группе: среды обитания отличаются своими свойствами, организмы по-разному приспособлены к среде обитания. Учитель предлагает учащимся сформировать четыре исследовательские экспертные лаборатории по изучению иллюстраций организмов и выдать экспертное заключение о принадлежности данных организмов к той или иной группе (среде обитания).
Этап продуктивной работы – 10 минут.
Учащиеся продумывают план исследования. Во время работы эксперты обращаются к учебной литературе, заранее подготовленным текстам. Обучающиеся читают и анализируют тексты, оценивают свойства сред обитания (наличие кислорода, количество влаги и света, температура.). Учащиеся заносят результаты исследования в подготовленную форму – экспертное заключение, анализируют, делают выводы.
Этап оценки результата и поощрение – 5 минут.
Группы представляют результаты своих исследований.
Самооценка и взаимная оценка учащимися результатов работы с помощью сравнения с эталоном (заранее заполненные учителем экспертные заключения на слайдах презентации к уроку).
После отчета экспертов учитель говорит, что взаимосвязь организмов друг с другом и со средой обитания изучает наука экология.
Условия среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды или экологическими факторами.
5. Этап закрепления и контроля усвоения нового материала
Учитель: Друзья, мы выяснили, что условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение и поведение живых организмов.
Я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Задание: Прочитайте текст. Назовите, о какой среде обитания идет речь. Какие приспособления имеют животные к обитанию в этой среде.
Самое быстрое животное из всех зверей. Развивает скорость до 110 км в час, но довольно быстро устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.
О каком животном идет речь? В какой среде обитает?
Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные активно передвигаются в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
Эта среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные, обитающие в ней, обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.
Назовите животных, которые обитают в этой среде.
6 этап. Информация о домашнем задании
Параграф учебника – работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Творческое задание: придумать и нарисовать фантастическое животное, которое может обитать во всех средах жизни. Подумать, как оно приспособилось к условиям обитания? Составить мини-рассказ.
7 этап. Минутка экологической культуры
Учитель:
Мы выяснили, то на живые организмы влияют такие условия как свет, влага, количество кислорода, а как вы думаете, человек может влиять на другие живые организмы? Каким образом?
Дети приводят примеры воздействия человека, высказывают своё мнение и отношение к этому.
Учитель:
Любите родную природу:
Озера, леса и моря,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Давайте же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей.
Вывод: Уважай и береги всё то, что тебя окружает – родную природу!!!
8 этап. Обобщение и систематизация материала
Учитель: Ребята, какова тема нашего урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей? Что нового вы сегодня узнали?
Учащиеся: обобщают и оценивают полученные знания. Делают выводы. (Учитель представляет выводы на экране).
9 этап. Рефлексия
Учитель: Друзья, сегодня на уроке мы хорошо поработали, узнали много нового.
Оцените, пожалуйста, наше занятие с помощью карточек разного цвета:
- Красная – я узнал много нового, мне было интересно.
- Жёлтая – я не всё понял, мне было трудно.
- Зелёная – я ничего не узнал, мне было не интересно.
Спасибо, можете быть свободны.