Методическая цель: Ознакомление педагогов с методикой формирования у дошкольников навыков грамотной речи через двигательную активность.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- закреплять умение различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
- подбирать слова на первый звук слова, составлять слова из трех букв;
- закреплять умения делить слова на слоги;
- продолжить работу над формированием и коррекцией правильного звукопроизношения, умением правильно произносить чистоговорки, слышать их произношение.
Развивающие:
- развивать речевые навыки, обогащать словарный запас;
- развивать творчество в двигательной активности;
- умение прыгать на двух ногах; шагать по кочкам, держа равновесие.
Воспитательные:
- формировать у детей желание принимать участие в НОД, создавать эмоциональный, положительный настрой при выполнении заданий и упражнений;
- продолжать воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.
Предварительная работа: подготовить костюмы персонажей, чтение сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», утренняя зарядка «Живой алфавит».
Оборудование: костюмы: собачки Тотошки, королевы Грамотной речи; волшебные деревья с картинками, вместо листьев; кочки, лужи, буквы, 2 летны (розовая и голубая), мяч, плакат с городом Грамотной речи, части от города, музыкальное сопровождение.
Организационный момент
Дети входят в физкультурный зал.
Психогимнастика “Улыбка”
Воспитатель. Ребята, мы сегодня не одни, к нам пришли гости. Поздороваемся с ними и подарим свою улыбку. Сейчас будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева). У всех хорошее настроение, значит можно начинать наше путешествие. А отправимся мы сегодня в город Грамотной речи.
Ой! Ребята, что же случилось с городом; он был разноцветным, а стал белым? Кажется, я поняла. Наступила осень, стали все чаще идти дожди и дуть ветер. Именно осенний ветерок разбросал все части города по дороге. Предлагаю не унывать, а отправиться в путь, ваши знания помогут городу вернуть первоначальный вид. Идя по дороге, мы будем выполнять задания и обязательно найдем все его части. Кто же покажет нам путь?
Звучит веселая музыка. Выбегает пес.
Тотошка. Здравствуйте, ребята. Вы узнали, кто я? Я, Тотошка, из сказки «Волшебник Изумрудного города»!
Услышал, что вы собрались в путешествие и решил отправиться вместе с вами в страну Грамотной речи. Вы меня возьмете?
Воспитатель. Конечно, возьмем. А ты будешь нашим путеводителем?
Тотошка. С превеликим удовольствием. Только мне надо с вами познакомиться. Я люблю всех называть ласково. Например, меня зовут Тотоша, а ласково Тотошенька.
Игра «Назови ласково»
Каждый ребенок произносит свое имя ласково, здороваясь с Тотошкой за руку.
Тотошка. Вот и познакомились. А теперь в путь.
Дети идут по кочкам.
Тотошка. Первая остановка Деревня «Звуковая».
Воспитатель. Присядем, ребята, на лавочку. Закроем глаза и немного отдохнем. Откройте глаза. Что вы услышали?
Ответы детей.
Воспитатель. В этой сказочной деревне живут звуки, они не видимы, но слышать их можно. Сегодня мы поговорим о речевых звуках, то есть тех, которые мы произносим.
Во что превращаются звуки, когда соединяются между собой?
Ответы детей.
Воспитатель. А что образуют слоги?
Ответы детей.
Воспитатель. Конечно, слова. А попробуем-ка слова разделить на слоги. Тотошка называй нам любые слова.
Дети делят слово на слоги при помощи хлопков, считают слоги и делают соответствующие количество шагов. Останавливаются около деревьев со словами.
Воспитатель. Посмотрите! Это же волшебные деревья. За место листьев здесь картинки.
Игра «Дружные слова»
Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Дружные слова». Я вам раздам картинки. Ваша задача будет произнести слово, определить первый звук и на волшебном дереве найти картинки со словами, начинающиеся на такой же звук.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Благодаря вашим знаниям мы нашли части от города.
Дети прикрепляют части города на ватман.
Тотошка. Продолжим путешествие.
Дети прыгают через лужи.
Тотошка. Мы пришли в деревню «Буквы».
Воспитатель. А вот и поляна. На ней живут буквы, которые обозначают гласные и согласные звуки.
- Какие звуки мы называем гласными?
- Какие звуки мы называем согласными?
Ответы детей.
Игра «Разложи буквы по дорожкам»
Воспитатель. Сделаем из букв дорожки: на розовую ленту положим все буквы, обозначающие гласные звуки, а на голубую - все буквы, которые обозначают согласные звуки.
Тотошка. Вы все молодцы. Прикрепляйте части от города.
Воспитатель. Буквам вы очень понравились, и они предлагают поиграть.
Игра «Превращение в буквы»
Воспитатель. Как только звучит музыка, вы подскоками передвигаетесь по залу. Музыка прекращается, вы превращаетесь в буквы, которые я назову.
Воспитатель. Вы так хорошо знаете буквы, а умеете ли вы из букв составлять слова?
Ответы детей.
Игра «Живые слова»
Воспитатель. Я сейчас каждому надену букву. Буду показывать картинку и называть по ней слово. Ваша задача построиться в ряд так, чтобы получилось слово.
Сыр-сын-сон-сор-бор-бок-ток-тук-лук-лак-мак
Тотошка. Как вы умеете быстро составлять слова. За это вам буквы дарят части от города. А теперь в путь. Пойдем по дороге из букв.
Мы пришли в деревню «Чистоговорки».
Воспитатель. Ребята в круг скорей вставайте, в чистоговорки поиграйте.
Игра «Расскакажи чистоговорку»
Воспитатель. Под музыку передаем мяч по кругу. Как только музыка останавливается, тот ребенок, у которого мяч оказывается в руках, дополняет чистоговорку воспитателя.
В конце мяч попадает на воспитателя.
Воспитатель. Ли-ли-ли в город Красивой речи мы пришли.
Тотошка. А это последние части от города Красивой речи, которые находились в деревне «Чистоговорки».
Дети прикрепляют части.
Воспитатель. Какой красивый город у нас получился. Ребята, а вам понравилось путешествовать? Что в нашем путешествии вам понравилось и запомнилось больше всего?
Тотошка. Подождите, подождите! Королева города Грамотной речи приготовила для вас подарки - ручки.