Модернизация системы образования, ее гуманизация и демократизация активизируют инновационные подходы к организации педагогической деятельности.
Возрастающая динамика инновационных процессов в образовании подтолкнула современную науку обратиться к проблемам инновации и выделить их в число приоритетных направлений в виду того, что образование выступает одним из ведущих факторов социокультурного и экономического развития общества.
Любая инновационная деятельность требует особых приемов управления, новых методов, средств и форм организации образовательного процесса, мониторинга вводимых инноваций. Объектами инновационной деятельности могут выступать и образовательные учреждения, и система воспитания и обучения, и отношения между обучающимися и педагогами, и организационно-педагогические и психолого-педагогические условия в учреждении.
По мнению большинства специалистов, способность к изменениям в образовании является одним из решающих факторов развития образовательного учреждения как конкурентоспособного на рынке образовательных услуг.
Инновационная стратегия отечественного образования характеризуется специфичными чертами:
- оперативной готовностью административного и педагогического работника к происходящим переменам в общественной жизни;
- способностью личности к развитию инновационного потенциала;
- способностью личности к предвосхищению событий на основе переоценки старых ценностей и разумного сочетания новых ценностей с традиционными;
- способностью к высокой коммуникации, социальному партнерству в новых ситуациях.
И неоспоримым является тот факт, что образовательное учреждение, находясь в так называемом «инновационном поле», приобретает некий иммунитет социальной безопасности, защищенности как для обучающихся, так и для педагогических кадров.
Переход к новому качеству системы образования в настоящее время характеризуется в основном изменениями, включающими внедрение отдельных инновационных методик по воспитательной или образовательной деятельности.
В связи с этим возникают вопросы: в чем сущность инноваций в образовании? Каковы критериальные подходы к оценке инновационной деятельности? Каким образом осуществлять в образовательном учреждении мониторинг инновационной деятельности?
Каким же должен быть современный педагог? Он должен обладать творческим мышлением, творческим воображением, интуицией, стремлением к развитию своих потенциальных возможностей.
Основная специфика деятельности педагога обусловлена стратегическими задачами:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование их общей культуры;
В связи с этим инновационное обучение создает новый тип организации образовательного процесса- наличие комфортности, благоприятного морально-психологического климата в коллективе, высокий профессионализм педагога, направленный на качественное образование, содружество и сотворчество с обучающимися.
Согласно исследованиям В.Я.Ляудис, в ходе реализации инновационных форм обучения происходит совершенствование партнерских взаимоотношений школьников со сверстниками и взрослыми. Такой диалог равноправного партнерства неизбежно приводит к развитию и становлению мотивационных, интеллектуальных, коммуникативных компонентов инновационной деятельности, в которой обучающийся выступает активным субъектом, инициативным партнером.
Любая инновационная деятельность, реализующая то или иное нововведение в практику образовательного учреждения, характеризуется инновационным поведением субъектов этой деятельности, их компетентностью, заинтересованностью и, конечно, наличием инновационного потенциала.
Инновационный потенциал педагога - совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда также включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.
Таким образом, чтобы работать эффективно в «инновационном образовательном поле» педагог должен обладать целым комплексом профессионально-значимых и личностных качеств:
- общей культурой (эрудиция, образованность, стремление к постоянному самосовершенствованию, ценностные ориентации, личностные качества);
- психолого-педагогической культурой (знание основ общей, возрастной, педагогической психологии, педагогики, владение основами педагогической поддержки, знание специфики работы с разными категориями детей - одаренными, детьми «группы риска», с ограниченными возможностями;
- профессиональной педагогической культурой (специальные теоретические знания и способы деятельности, владение методиками и новыми образовательными технологиями, уровни профессиональной педагогической культуры педагога: адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный);
- инновационной культурой (создание, восприятие, оценка, освоение и применение педагогом педагогических новшеств);
- коммуникативной культурой (позитивное отношение к детям, родителям, коллегам, способность к сотворчеству, содружеству, бережное отношение к индивидуальности ребенка);
- организационной культурой (мобильность соотношения управленческих и исполнительских функций);
- исследовательской культурой (инициатива, нестандартность мышления, позитивное отношение к инновациям, использование методов инновационной деятельности).
К вышеназванным параметрам можно добавить следующие: наличие ключевых компетенций у педагога, его открытость ко всему новому, что базируется на толерантности личности и гибкости мышления, высокий уровень развития творческого потенциала педагога. Решающими факторами развития инновационного потенциала педагога являются инновационные процессы, происходящие как в системе дополнительного образования, так и в системе повышения квалификации.
Ведущую роль в развитии инновационной деятельности в образовании занимает творчество педагогических работников.
Основу педагогического творчества составляют:
- индивидуально-психологические свойства личности (критичность мышления, сосредоточенность);
- психические процессы (интуиция, воображение, зрительная и слуховая память, развитое мышление).
Компонентами педагогического творчества являются:
- креативность;
- саморефлексия;
- коммуникативные умения педагога;
- методическая компетентность;
- инновационная компетентность;
- педагогическая техника;
- профессиональная позиция педагога;
- профессиональная педагогическая культура.
Деятельность современного учителя в рамках инновационной деятельности должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать, но и уметь применить на практике основные педагогические теории, творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.