Класс: 8 класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- образовательная: сформулировать и доказать теорему Вариньона; показать применение к решению задач;
- развивающая: развитие интереса к предмету, логического мышления, математически грамотной речи; развитие информационных и коммуникативных компетенций учащихся;
- воспитательная: воспитание коммуникативных качеств личности, посредством урока воспитывать внимательное отношение друг к другу, прививать умение слушать товарищей, взаимовыручке, самостоятельность.
Задачи урока:
- знать: определение средней линии треугольника, свойство средней линии треугольника;
- понимать: принцип применения свойства средней линии треугольника к решению задач;
- применять: решать задачи с использованием свойство средней линии треугольника;
- анализировать: возможность применения свойства средней линии треугольника в различных случаях.
Методы обучения: проблемно-поисковый.
Содержание деятельности: моделирование ситуации, в которой у учащихся возникает потребность в расширении запаса знаний.
Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока: доска, проектор, дидактический материал (тексты задач) на каждого ученика.
Учитель готовит на доске:
- Задачу №1 из домашней работы (условие и чертеж).
- Четырехугольник (чертёж).
Этапы урока:
- Организационный момент. Приветствие. Отметка отсутствующих. Сообщение темы урока. Постановки задачи.
- Актуализация знаний.
- Новый материал. Сообщение учащимся новых знаний. Совместный поиск решения проблем, оформления результата.
- Тренировочные упражнения. Закрепление полученных знаний. Решение задач.
- Итог урока. Обобщение проделанной работы. Оценка деятельности учащихся.
- Домашнее задание. Сообщение домашнего задания и комментарии к нему.
Организационный момент
Учитель сообщает тему урока и цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство свойством средней линии треугольника. Разберем некоторые задачи, решаемые с помощью этого свойства.
Актуализация знаний
Разбор задачи №1 из домашнего задания.
Задача №1.
Доказательство:
- Δ АОС - равнобедренный, значит АЕ=ЕО = ОТ=ТС. Значит ЕТ - средняя линия Δ АОС по определению. Значит ЕТ||АС и ЕТ=0,5АС.
- Рассмотрим Δ АВС. РК - средняя линия Δ АВС по определению. Значит РК||АС и РК=0,5АС.
- Из п.1 и п.2 следует, что 1) РК||ЕТ, 2) РК=ЕТ.
Наводящие вопросы
Учитель: Что можно сказать об отрезках ЕТ и РК?
Учитель: Каким свойством обладает средняя линия треугольника?
Новый материал
Учитель: Ребята, начертите произвольный четырехугольник (один ученик приглашается для работы у доски). Отметьте середины сторон и последовательно их соедините. Как вы думаете какая геометрическая фигура получилась?
Учащиеся выдвигают гипотезы: 1) четырехугольник; 2) параллелограмм.
Учитель: Ребята, давайте докажем следующее утверждение.
Утверждение. Доказать, что середины сторон произвольного четырехугольника являются вершинами параллелограмма.
Доказательство проходит в виде беседы.
Доказательство:
Учащиеся последовательно соединяют середины сторон четырехугольника.
Учащимся рассмотреть пару противоположных отрезков. Учащиеся отмечают сходство с домашней задачей №1. Предлагают провести диагональ четырехугольника так, чтобы получилось два треугольника со средними линиями. Проводят доказательство.
рис. 2
- Δ АОС, АЕ=ЕО и ОТ=ТС. Значит ЕТ - средняя линия Δ АОС по определению. Значит ЕТ||АС и ЕТ=0,5АС.
- Рассмотрим Δ АВС. РК - средняя линия Δ АВС по определению. Значит РК||АС и РК=0,5АС.
- Из п.1 и п.2 следует, что 1) РК||ЕТ, 2) РК=ЕТ.
- Из п.3 и следует, что РКТЕ-параллелограмм.
- Утверждение доказано.
Учитель: Ребята, данное утверждение называется ТЕОРЕМОЙ ВАРИНЬОНА.
Тема урока: Теорема Вариньона.
Тренировочные упражнения (12 мин.)
Учитель: Ребята, как будет выглядеть доказательство домашней задачи №1, если применить теорему Вариньона? (Обговорить устно).
Учащиеся: РКТЕ - параллелограмм по теореме Вариньона. Значит, по свойству параллелограмма 1) РК||ЕТ, 2) РК=ЕТ.
Учащиеся отмечают, насколько быстро можно решить задачу, используя теорему Вариньона.
Учитель: Молодцы. А теперь мы рассмотрим задачи на применение теоремы Вариньона. Учащиеся работают в парах. Предлагают свои решения (документ камера).
Правильное решение оформляется на доске.
Задача № 1. Отрезки, соединяющие середины противоположных сторон четырёхугольника, равны. Докажите, что диагонали четырёхугольника перпендикулярны.
Решение.
Доказать, что АС ┴ ВD.
Рис. 3
- А1В1С1D1 - параллелограмм по теореме Вариньона.
- А1С1 = В1D1. Значит, А1В1С1D1 - прямоугольник.
- А1D1 - средняя линия Δ АВD. Значит, А1D1||ВD.
- А1D1 ┴ В1А1. Значит, ВD ┴ В1А1.
- В1А1 - средняя линия Δ АВС. Значит, А1В1||АС.
- Из п.4 и п.5 следует, что АС ┴ ВD.
Ч.т.д.
Задача № 2*. Середины сторон AB и CD, BC и ED выпуклого пятиугольника ABCDE соединены отрезками. Точки H и K соответственно – середины этих отрезков.
Доказать, что отрезок HK параллелен стороне AE и равен одной четверти этой стороны.
Указания. Рассмотреть четырехугольник ABCD и воспользоваться теоремой Вариньона. Рассмотреть среднюю линию треугольника ADE.
Итог урока
Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ученик: Сформулировали и доказали теорему Вариньона. Решали задачи, используя данную теорему.
Учитель просит учащихся сформулировать теорему Вариньона.
Учитель: Молодцы. Урок окончен, до новых встреч.
Домашнее задание
- Точки A', B' и C' симметричны произвольной точке O относительно середин сторон соответственно BC, AC и AB треугольника ABC. Докажите, что треугольник A'B'C' равен треугольнику ABC.
- Докажите, что середины двух противоположных сторон любого четырёхугольника без параллельных сторон и середины его диагоналей являются вершинами параллелограмма.