Применение новых компьютерных технологий для повышения качества обучения

Разделы: Начальная школа


Основной целью модернизации всей системы образования в последние годы является – повышение качества образования. Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Она должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, мне необходимо было сделать учебный процесс максимально эффективным. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Я работаю учителем начальных классов 3 года. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Наша школа имеет современное оснащение, мобильные классы, интерактивные доски в 3 кабинетах начальных классов. Всё это в учебном процессе позволяет:

  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  1. Создание презентаций к урокам;
  2. Работа с ресурсами Интернет;
  3. Использование готовых обучающих программ;
  4. Разработка и использование собственных авторских программ.

По новому ФГОС одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, блицы, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать. «Ожившие» картинки помогли ребятам класса лучше усвоить новый материал и повысили их интерес к предмету.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

  • усиление интенсивности урока
  • повышение мотивации учащихся
  • мониторинг их достижений

Использование компьютера, повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала. Это помогает воспитывать интерес детей к предмету, способствует развитию способностей, усиливает мотивацию школьников при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления. Работа на экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний, одновременно исключая вред здоровью детей от мониторов.

На родительских собраниях я рекомендовала родителям контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и развивающие игры, например: «Фраза», «Фантазеры», «Приключения юного натуралиста Плюма», «Юный математик. 3-4 класс», «Весёлая математика», и многие другие. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. 

В 2016-2017 учебном году я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением. Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Сначала я приобрела Детскую медиа-энциклопедию Кирилла и Мефодия. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. Применяя ИКТ на своих уроках, я пришла к выводу, что необходимо учитывать следующие факторы:

  • Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль.
  • Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.
  • Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером.
  • Уровень подготовки класса.
  • Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке, таким образом, дидактические возможности современных ИКТ позволяют интегрировать их в существующие формы обучения, как например:

− при проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового материала я использую проектор, CD-диски, обучающие программы, демонстрационные программы, Internet, моделирующие программы.

− на уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и систематизации умений и навыков я использую обучающе-контролирующие программы, моделирующие системы.

− на уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft PowerPoint.

Использование данной технологии позволяет:

  • Значительно сэкономить время на уроке.
  • Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
  • Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
  • Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уро-ков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

  1. Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
  2. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  3. Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  4. Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
  5. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  1. Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  2. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  3. Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  4. Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  5. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Вывод:

  1. информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса,
  2. активизируют познавательную деятельность учеников;
  3. позволяет организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.

Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяю-щие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельност-ному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Используя деятельностный метод обучения, я имею возможность решать такие методические задачи:

  • формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;
  • формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий;
  • формирование навыков самообразования, развития способности к академиической способности учащихся;
  • формирование навыков работы в группе; развитие умений сформулировать задачу и кооперативно решить её;
  • формирование навыков самоконтроля.

На уроках, в зависимости от его целей, использую разнообразные дидактические средства обучения: использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала: презентации, информационные Интернет-сайты, информационные ресурсы на дисках. Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) — (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал. Использование ЦОРов на этапе контроля знаний: компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата).

Использование ЦОРов для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания.

Использование для исследовательской деятельности учащихся: цифровые естественнонаучные лаборатории, Интернет. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в нашу работу как учителя начальных классов способствует достижению основной цели – улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцирован-ным и индивидуальным. Применение компьютера на моих уроках представляется целесообразным и необходимым. Результаты проведения уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями.