Технологии мета-обучения (metalearning), входящие в практику пока немногих школ, ставят главными целями формирование осознанной мотивации к постоянному развитию личных ресурсов учащихся для эффективного их применения в условиях новых вызовов современного мира; а также потребности видеть и анализировать, какие противоречия задают живое движение науки, какие рубежи знания наука уже освоила, где те основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты, что, в конечном итоге, окажет влияние на показатели общего социального прогресса локального и глобального уровней [1]. Одним из образовательных форматов, в котором, на мой взгляд, комплексно реализуются главные цели мета-обучения, является химический турнир школьников. Химический Турнир – это лично-командное состязание старшеклассников по решению открытых задач из области химической науки и технологии.
Главное отличие Турнира от других видов дополнительного предметного образования школьников (например, химических олимпиад) – это тип разбираемых задач. Задачи Турнира носят “открытый” характер, т.е. в них нет заранее задуманного решения, для некоторых задач возможен «веер» решений, а иногда сложно сказать существует ли решение вообще [2]. Задачи составляются таким образом, что невозможно найти решение напрямую в открытых источниках, нужно предложить нечто принципиально новое или улучшить уже существующее. Процесс поиска решения задачи формирует умение выдвигать гипотезы и требует от участников навыков работы с большими объемами информации, способности выйти за пределы предметной области и креативного подхода к решению задачи. Обучение «химическому творчеству» с использованием приемов технологи ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) происходит как на уроках химии, так и в рамках занятий курса дополнительного образования старшеклассников «IgrUmka-TRIZ». Некоторые задачи для школьников 8–11 классов приведены в Приложениях 1–5.
Второе важное отличие химического турнира (например, от научно-практических конференций школьников): Турнир – это командное соревнование, то есть важны не только способности отдельного человека, но и умение учащихся действовать совместно и выстраивать стратегии командной работы.
В составе команды Турнира 4-6 участников, которые выполняют одну из основных трёх ролей: докладчик, оппонент, рецензент. Докладчик представляет решение команды на задачу; оппонент – дает краткую характеристику решения, высказывает замечания к докладу/докладчику другой команды, ведет дискуссию с докладчиком другой команды, делает вывод о степени решенности задачи; рецензент – оценивает выступление докладчика и оппонента обеих команд, а также отмечает основные недостатки доклада и оппонирования. В одном круге Турнира играют три команды, таким образом, каждая команда за один круг оказывается в каждой из этих трёх ролей.
Полемика между оппонентом и докладчиков: живая дискуссия на базе предложенного решения является важнейшей составляющей Турнира. Именно в дискуссии между командами перед лицом компетентного жюри, формируются навыки, необходимые современным специалистам: критическое мышление, умение быстро реагировать, умение видеть слабые места решения другого, умение убедительно доказывать собственную точку зрения, грамотно взаимодействовать в профессиональном общении.
Решение задачи представляет собой длительный нелинейный процесс постановки и проверки на жизнеспособность гипотезы, в котором важно достичь результата в установленные сроки. Вся игра делится на вызовы, внутри которых обсуждается решение одной задачи от одной из играющих команд [3]. Задачи Турнира (обычно 8–10) публикуются не менее чем за месяц до начала Турнира. Процесс подготовки решений и доклада состоит из трёх основных этапов (таблица 1).
Таблица 1
Этапы командной работы над решением задачи
первая встреча |
|
рабочие встречи |
|
итоговая встреча |
|
Для каждой решенной задачи команда составляет презентацию, чтобы представлять свое решение при вызове. Затем команда отправляет на заочный этап свои решения, где их рассматривают эксперты. Команды, прошедшие заочный этап, защищают решения задач на очном этапе Турнира в соответствии с Правилами Турнира [4]. Защита каждой задачи происходит по схеме (рисунок 1):
Рисунок 1. Блок-схема защиты задачи на химическом Турнире
Поскольку ответ на задачу Турнира нельзя найти в учебнике, участникам предлагается воспользоваться помощью внешнего куратора – студента или аспиранта естественнонаучной специальности. Задача куратора: выступать в качестве первой экспертизы о состоятельности решения, подсказывать источники информации и проверять решения на слабые места. Так как куратор не имеет компетенции обучать участников, то школьникам важно научиться грамотно формулировать вопросы, находить ответы в предложенных источниках и корректно взаимодействовать с профессионалами.
В Екатеринбурге химический Турнир школьников (городской, а теперь и региональный) с 2014 года организуется и проводится силами проектной команды «EasyChem» молодых ученых Уральского федерального университета и их партнеров [3]. Важной особенностью нашего Турнира является то, что на одной площадке встречаются школьники, студенты, учителя, преподаватели вузов, специалисты научно-производственных предприятий и ученые. Для младших участников процесса – это возможность заглянуть в мир «большой науки». Для старших – мотивация к дальнейшему профессиональному саморазвитию. В формате Турнира рождается творческое сообщество единомышленников, общение внутри которого способствует развитию школьников не только в предметном аспекте, но и в личностном, приводит к более осознанному выбору профессиональных целей.
Обсуждая новые образовательные технологии, мы часто говорим: как можно использовать эти технологии на уроках? Но правильнее формулировать вопрос таким образом: как может та или иная технология улучшить результат урока? Умение работать в команде, критическое мышление, проективное мышление, креативность, способность к самообучению, умение оценивать результаты своей деятельности, умение вести полемику, корректно взаимодействовать внутри профессионального сообщества, презентовать себя и свои идеи, способность к обработке большого объема информации, системность мышления – такой набор навыков «в активе» участников химического Турнира – всё то, чему нужно учиться школьникам сегодня.
В процессе решения турнирных задач и защиты решения учащиеся осваивают универсальные принципы и стратегии познания. Универсальные, потому что они находятся не только за границами урока химии, но и вне школы вообще.
Приобретенный опыт работы с моделями, опыт самостоятельного нахождения способа действия и выбора решения, участники Турнира будут применять и в дальнейшей жизни. Таким образом, участие в Турнире «запускает» процесс самообучения и саморазвития личности школьника.
В формате химического Турнира школьников реализуются все современные ориентиры широкого рельефа образовательных целей, поэтому описанная методика работы является актуальным способом организации обучения в школе будущего.
Ссылки на источники информации
1. Чаусов И. Метапредметный подход в преподавании естественнонаучных дисциплин. Изд-во НИИ ИСРОО, 2010. URL:
http://www.slideboom.com/presentations/434618/
2. Гин А., Баркан М. Фактор успеха: учим нестандартно мыслить. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 80 с.
3. Свердловский Химический Турнир Школьников. Свердловская региональная общественная организация "Центр образовательных и научных инициатив "Развитие". URL: http://easychem.ru/scyt2017
4. Правила Химического турнира. URL: http://chemturnir.olimpiada.ru/upload/files/III_MezhCHT/rules_finalIII.pdf