Введение
Актуальность
Православные, народные праздники - это неотъемлемая часть нашей духовной жизни, без которой не мыслим мы своего существования. Это не столько отдых, сколько другое состояние сознания, противопоставленное будням.
Владимир Иванович Даль в "Толковом словаре живого Великорусского языка" - толкует слово «праздник» - день, посвященный отдыху, неделовой, не работный, день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю события гражданского, государственного.
По народным представлениям, чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести к хаосу и гибели мира. Праздничных дней в России XVIII–ХIХ вв. было много: сто сорок - сто пятьдесят в году. Праздники отмечались обычно всей общиной, в них должны были участвовать все взрослые жители села, деревни, городского квартала или улицы. Игнорирование празднества людьми рассматривалось как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений. Кроме общинных праздников в русском быту существовали праздники семейные: именины и семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни близких родственников, происшедшие в прошлом и завещанные для почитания.
Каждый из праздников имел свою отмеченную давней традицией программу. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежавшего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества. Каждый праздник имел своих главных и второстепенных действующих лиц, свои атрибуты, песни, заговоры, словесные формулы, нередко и свои специфические блюда.
Время, в котором мы живём, делится на праздники и будни. В будни мы зарабатываем хлеб насущный, в поте и в труде. Но приходит праздник, когда начинает петь душа, когда хочется думать не только о том, как накормить свою плоть.
Праздник - это мир чувств, эмоций, стихий, это состояние общения человека с Богом в нужное время в нужном месте. На встречу с Богом невозможно опозданье, но правильно выбранное время и место даёт лучший результат. И для гармонии жизни необходимо, чтобы будни были уравновешены праздниками, а праздники буднями.
Одним из православных переходящих двунадесятых праздников на Руси являлась Троица. Сегодня мне хочется узнать о традициях и обычаях связанных с этим праздником.
Троица считалась одним из самых больших и почитаемых праздников. И очень важно не забыть традиции и обряды этого праздника и передавать историю праздника будущему поколению, чтобы наши дети сохранили все это и передали своим детям.
Цель: изучить традиции связанные с православным праздником Троицы (Святой Пятидесятнице)
Задачи:
- узнать историю возникновения праздника;
- изучить традиции истории празднования Троицы на Руси;
- определить значимость праздника для общества на сегодняшний день.
Основная часть
История возникновения праздника Троицы
Праздник Святой Троицы, называемый ещё Пятидесятницей, посвящён сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова, он был одним из трёх великих ветхозаветных праздников.
Троица является переходящим праздником: ежегодно ее отмечают на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения, из-за чего это событие называют также Пятидесятницей. В это время исполнилось пророчество Христа, которое тот дал своим ученикам перед Вознесением на небеса.
Согласно Новому Завету, перед восшествием на Небеса Христос неоднократно являлся апостолам, наставляя их, дабы подготовить к сошествию на них Святого Духа. Это и произошло спустя десять дней после Вознесения. Апостолы, находящиеся в комнате, где проходила их последняя трапеза со Спасителем — Тайная Вечеря — внезапно услышали необъяснимый шум с небес, подобный шуму ветра. Звук заполнил всю комнату, а после им был явлен огонь: он разделился на отдельные языки пламени, и каждый из апостолов воспринял его. С этого момента ученики Спасителя получили возможность говорить на всех языках мира, дабы нести свет христианского учения всем народам. По этой причине день Святой Троицы почитается также как день основания церкви.
В честь сошествия Святого Духа праздник и получил такое название: это событие обозначило триединство Бога. Три ипостаси Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух — существуют в единстве, творя мир и освящая его Божественной благодатью.
Праздник был установлен в конце четвертого века после принятия догмата о Божественном триединстве. На Руси празднование было утверждено спустя три столетия после Крещения. Со временем День Святой Троицы стал одним из самых любимых и почитаемых в народе праздников: помимо церковных установлений, появилось множество народных традиций и обычаев, которые стали неотъемлемой частью этого дня.
Икона Троицы Андрея Рублева
Всем известна икона Святой Троицы Андрея Рублева. Рублев взял краски для своей иконы не из сумрачной Византийской палитры, а из окружающей его природы с ее белыми березками, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими васильками. Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой! Сколько иконописцев пытались повторить чудный образ! Несомненно, "Троица" Рублева — одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой живописи. Таким, как мы его знаем сейчас, это величайшее произведение мирового искусства предстало взору реставраторов в 1919 году.
Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трех мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба. Многие христиане (а среди них такие авторитеты, как св. Кирилл Александрийский, св. Амвросий Медиоланский, св. Максим Исповедник) были убеждены, что в этом месте Ветхого Завета говорится о прообразе пресвятой и единосущной Троицы. Однако до Рублева иконописцы изображали только бытовую сцену: три ангела в гостях у Авраама и Сарры сидят за сервированным стадом в тени большого дуба. Никакой речи о Прообразе Троица здесь и быть не могло. А вот преподобный Андрей сумел воплотить на иконе главный догмат христианства!
Так в чем же проявился поразительный гений Рублева? Давайте внимательно посмотрим на икону.
Во-первых, мы заметим, что Рублев убрал фигуры Авраама и Сарры, угощающих дорогих гостей. Богатая сервировка стола сменилась одной-единственной чашей, на которую указывает средний ангел. Большой дуб превратился в маленькое древо. Так икона осталась узнаваемой, но из нее исчезло все сиюминутное, уступив место вечному.
Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. В Православном учении Троица именуется единосущной, нераздельной, живоначальной и святой. Как изобразить Троицу на иконе, не потеряв ни одно из этих понятий? Некоторые иконописцы (после Рублева) писали у среднего ангела крестчатый нимб, как на иконах Спасителя. Но, обозначив Бога-Сына, они теряли в другом: пропадала единосущность Троицы. Понимая, что нельзя изображать среднего ангела резко отличным от боковых, другие писали крестчатые нимбы у всех трех, однако это только усугубляло ошибку, ведь подобный нимб совершенно исключается при изображении Бога-Отца и Святого Духа.
Рублев нашел прекрасный выход из положения. Единосущность на его иконе передана тем, что фигуры ангелов написаны совершенно однотипными, и все они наделены равным достоинством. Каждый из ангелов держит в руке жезл — в ознаменование божественной власти. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. Так, одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) явно отсылают нас к иконографии Спасителя. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета. Это ипостась Святого Духа, именуемого животворящим. Незаметными и легкими штрихами великий мастер показывает нам лица Святой Троицы, но при этом нисколько не нарушает догмат о их единосущности.
Не менее гениально передана на иконе и нераздельность. Средний ангел указывает на чашу, стоящую на престоле. Если наклон голов и фигур двух ангелов, направленных в сторону третьего, объединяет их между собой, то жесты рук их направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, евхаристической чаше с головой жертвенного животного... она стягивает движенья рук. Мы видим, что ангелов три, а чаша одна — это композиционный и смысловой центр иконы. И тут нам открывается, что три ангела Великого Совета находятся в сокровенной беседе, беседе безмолвной, причем содержание ее — участь человеческого рода, ведь жертвенная чаша — символ добровольной жертвы Сына!
Икона, в которой нет ни действия, ни движения, полна одухотворенности, высокой просветленности и торжественного покоя. Художник представил здесь величие жертвенной любви, когда отец посылает своего сына на страдания за человечество, и вместе с тем готовность сына, Иисуса Христа, пойти на страдания, принести себя в жертву людям.
На иконе есть еще несколько символов: дерево, гора и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублева в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Гора воплощает святость Троицы, а дом — Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын есть Жизнь), Гора — за спиной третьего ангела (Дух Святой).
По толкованию греков, образ Троицы — не только воплощение Триединого Божества, но и образ веры, надежды и любви. Для Руси образ Троицы всегда имел особенное звучание. В творении преподобного Андрея Рублева, помимо высочайших богословских истин, люди увидели и призыв к объединению страны, сложившейся основных народов. Призыв этот не потерял актуальности и по сей день.
Березка на Троицу
В день Святой Троицы в храмах проходит торжественное праздничное богослужение, отличающееся необычайной пышностью и красотой. Согласно канону, священники проводят службу в одеждах зеленого цвета: этот оттенок символизирует животворящую, созидающую силу Святой Троицы. По этой же причине одним из главных символов праздника считаются березовые ветви — ими по традиции украшают храмы и дома — и свежескошенная трава, которой выстилают пол в церквях. Бытовало поверье, что пучок ветвей, использовавшихся в качестве церковного убранства, может стать прекрасным оберегом и защитить дом от невзгод, поэтому их часто забирали с собой и хранили в течение всего года.
Береза одевается в зеленый наряд раньше всех, еще древние славяне считали, что береза обладает особой жизненной силой. Березками украшали дома и храмы. У молодой сочной березки выбирали место, чтобы водить хороводы.
Обычаи праздника Троицы сформировались еще в языческий период. Особенно любим он был у девушек, которые отмечали его не три дня, а пять. Первые торжества начинались за два дня до воскресенья и сопровождались массовыми гуляниями. Сам праздник имел глубокое сакральное значение, славяне связывали его с культом природы и ее обновления. Также были приняты всевозможные девичьи ритуалы на Троицу. Не мог обойтись праздник без упоминания всех умерших, а особенно тех, кто погиб от утопления. Во всех деревнях и селах Руси перед праздником девочки в возрасте от семи до двенадцати лет отправлялись шумной компанией в березовую рощу. Там они ломали ветви с молодыми листьями и украшали ими избы. Четверг перед Троицей принадлежал детям и молодежи. Их с самого раннего утра кормили традиционным блюдом, символизирующим солнечный свет и приход теплых дней, - яичницей. После сытного завтрака ватага ребятишек отправлялась в лес. Там они находили самую красивую березу и начинали ее украшать. Дерево обвивалось разноцветными лентами, из них плелись косы, а поверх закреплялись бусы и венки из цветов. Дети пели песни и водили хороводы, заканчивался день совместной трапезой. Обычно она состояла из того, что было взято из дома. Но каждая мать старалась дать своему чаду что-то вкусное и особенное, ведь принятие пищи под ритуальным деревом было очень важной частью праздника. В субботу было принято вспоминать умерших родственников, а в воскресенье всей семьей необходимо было идти в храм, заранее украшенный к празднику зелеными ветвями. После окончания богослужения молодые люди вновь отправлялись в лес снимать с березы все украшения. Это действо также сопровождалось пением и танцами, после чего дети и подростки вновь приступали к приему пищи. В конце дня ритуальное дерево срубали и показывали всей деревне, иногда его сплавляли по реке. Считалось, что это будет способствовать быстрому росту посевов на полях.
Вот как описывает подготовку к празднику Троицы Иван Сергеевич Шмелёв в своей повести «Лето Господне»:
«…На мокром столе в передней навалены всякие цветы и тёмные листья ландышей. Все спешат набирать букетцы, говорят мне - тебе останется… Все нарядные, в лёгких и светлых платьях. На мне тоже белое всё, пикейное, и все мне кричат: не обзеленись! Я гуляю по комнатам. Везде у икон берёзки. И по углам берёзки, и перед ней даже, словно не дом, а в роще. И пахнет зелёной рощей…… Мы идём все с цветами. У меня ландышки, а в серёдке большой пион. Ограда у Казанской зелёная, в берёзках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. Пахнет зелёным лугом, размятой сырой травой. В дверях ничего не видно от берёзок, все задевают головами, раздвигают. Входим, как будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано всё травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зелёный, даже немножко душно. Иконостас чуть виден, кой-где мерцает позолота, серебрецо - в берёзках. Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в берёзках, кажутся мне живыми – глядят из рощи. Берёзки заглядывают в окна, словно хотят молиться. Везде берёзки: они и на хоругвях.. И у распятия, и над свечным ящиком – закутком, где я стою, словно у нас беседка. Не видно певчих и крылосов,- где-то поют в берёзках. Берёзки и в алтаре – свешивают листочки над престолом. Кажется мне от ящика, что растёт в алтаре трава. На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами берёзки, и они шелестят над ним. Это что-то … совсем не в церкви! Другое совсем, весёлое…».
Празднование Троицы в Краснобаковском районе
Последним весенним праздником в календарном цикле земледельческой обрядности была Троица. Замыкая период пахоты и посевной, она воспринималась народным сознанием как некий переломный момент и в состоянии природы – переход от весны к лету, к началу созревания трав и хлебов, и в крестьянском быту, когда после короткой передышки от Троицы до Купалы начинался ответственный и напряженный период сенокоса и уборки колосовых.
В Нижегородской области обряды, связанные с Троицей – пятидесятым днем после Пасхи – исполнялись в течение двух недель: неделя до Троицы, седьмая после Пасхи, и неделя после Троицы, до заговенья на Петров пост, которое в некоторых местностях именовали «русалкино заговенье», имея в виду обряды проводов и похорон антропоморфных или зооморфных изображений неких мифических существ, связанных со стихией воды, поля и леса (русалки, коня, Костромы, кукушки и др.)
Для Красных Баков Праздник Троицы является престольным праздником, в который празднуется День поселка. В 2017 году Красным бакам исполнилось 400 лет, и празднование Троицы проходило с особым размахом.
На Троицу принято гулять широко, шумно. К этому празднику требуется закончить посев всех культур, и Троица является как –бы праздником окончания посевной.
В Красных Баках на Троицу принято печь пироги, и петь задорные песни. А после праздничной Литургии можно отправляться гулять. Девушки плетут венки, пускают их по широкой матушке – Ветлуге, и гадают кто из ни выйдет замуж первая.
Заплетание березки (связывание её ветвей в кольцо) сопровождалось определенными магическими действиями, чаще всего загадыванием на будущее – своего рода диалогом между человеком и природой: девушка задавала вопрос, а через три дня, в Троицу, при развивании венка, по состоянию веток, получала ответ.
«Украшенную березку приносили в село и вокруг нее водили хороводы. Пели: « Радуйтесь, березы, радуйтесь, зеленые.
К вам девушки идут, к вам красные идут.
К вам пироги несут, лепешки, яичницы!
Как правило, возвращаясь из леса, девушки несли с собой березку, елочку или другое деревце, обильно украшенное пестрыми лоскутками, ленточками, бумажными цветочками. Шествие сопровождалось пением, плясками. По возвращении в село вокруг березки водили хороводы, а затем бросали ее в воду – «топили» .
От Семика (четверг) до Троицы (воскресенье) повсеместно отмечаются молодежные гулянья с обязательными хороводами и играми, среди которых называют разные варианты «Проса» («А мы просо сеяли», «А мы кустья чистили», «А мы сечу сеяли»), «Из-за лесу, лесу темного», «Али как у матушки родимой», «Как под грушею», «Как на зорьке», «Со вьюном я хожу», «Береза моя, березонька» и др., игры в горелки, в ручеек, в лапту.
В день Троицы дома и улицы поселений украшали ветвями берез, рябин, кленов, которые потом долго сохраняли в доме. Продолжались троицкие гулянья, которые носили массовый характер: «В Троицу гулять ходили к Ветлуге. И пожилые ходили. Сядут на горе и поют. Молодежь катается на лодках. Пели везде – и в роще, и везде. Еще водили хороводы.»
Всю неделю после Троицы продолжались обрядовые хороводы и гулянья. Заканчивались они на Петровское заговенье, за которым следовал до 12 июля Петровский пост, а затем начинался сенокос и уборка колосовых, во время которых хороводов обычно уже не водили: «От Троицы до Успенья /28августа – авт./ хороводов не водят».
Исследование
Было опрошено 132 человека, среди которых были как взрослые, так и учащиеся.
Первый вопрос: «Когда отмечается праздник святой Троицы в этом году»:
- 70 % опрошенных, знают, когда в этом году празднуется этот праздник;
- 25% опрошенных, ответили, что летом, уже все «зелено»;
- 5% ответили, что не знают об этом празднике.
Большую информацию об этом празднике имеют люди старше 50-ти лет.
Второй вопрос: «Отмечаете ли вы этот праздник»:
- 56 % опрошенных ответили «да», широко, это престольный праздник;
- 15 % опрошенных ответили «нет»;
- 29% опрошенных ответили, знаем, что существует этот праздник, но никаких празднеств не устраиваем.
Интересно то, что положительные ответы давали дети и подростки.
На вопрос: «Знаете ли вы о традициях Троицы», я получила следующие ответы:
Воспоминания о празднике
На Троицу ходили в лес, обязательно молодёжь. Плели венки, в речку их потом пускали, девчонки гадали. Плетёный венок бросали в воду: если утонет, то в этом году умрёшь, если поплывёт и близко прибьётся к берегу, то выйдешь замуж куда-то недалеко, а если быстро поплывёт и далеко, то замуж выйдешь в дальнюю деревню.
До Духова дня не купались. Духов день наступал на следующий день после Троицы. В этот день купались и после этого дня начинали купаться, а до этого дня нельзя было купаться.
Накануне Троицы, в субботу вечером, избы украшали берёзовыми ветками, а перед домом высаживали молодые берёзы, целыми деревьями. Вся улица становилась зелёная, как в лесу. Внутри церкви тоже всё украшали берёзовыми ветками, цветами. Утром все шли на обедню, а после обедни собирались на гулянье. Я родом из Краснобаковского района и помню, что подростками мы ходили в деревню Здекино на камушек. Была большая поляна и там был огромный камень, вот там и было гулянье. Пели песни, водили хороводы. Помню, ещё прыгали через костёр. (воспоминания Ханиной Н.И.)
Массовых гуляний не было, а вот украшать дом, мы украшали. Моя бабушка Прасковья говорила, что часть веток нудно сохранить и вскопнуть дома, в коридоре, во дворе.
Эти ветки оберегали от злых духов, а если заболеешь, то можно заварить листья и пить этот отвар. И ещё мы ходили на родники на Духов день, обпивались водой. Я до сих пор люблю ходить на родники. Мне кажется, что после этой воды чувствуешь себя лучше. На Троицу после 12 часов ребятишки катали яйца и играли в круговую лапту. Взрослые играли в карты или на деньги или на яйца. Иногда на улице образовывались несколько больших групп, играющих в карты. (Лебедева Мария Федоровна)
Моя бабушка рассказывала мне, что в Троицу пастухи из берёзы на пастбище плели венки, один из которых надевали корове на рога. В нём она и ходила целый день. А второй венок пастух отдавал хозяйке вечером. Первый венок хозяйка скармливала корове, чтобы больше молока давала, а второй берегла на случай болезни коровы - тогда ветки из него тоже добавлялись в корм.
Считалось, что на Троицу из воды выходили русалки и их можно было увидеть. Русалками называли девушек, которые утопились сами или их утопили. Парни и девушки на Троицу встречали их – шли в поле, где есть хотя бы маленький лесок, плели венки и вешали их на берёзе, при этом пели:
На гнилой колоде,
на белой берёзе
русалки сидели,
суки вязали…
Песни, частушки, игры…
На Троицу молодежь собиралась вечером, после праздника, и играла, игры были направлены на выбор будущего спутника жизни, и чтобы был в этом году урожай.
Игра «Горелки»
Эта игра была у нас любимой. Конечно, в эту игру играли не только на Троицу, но и в другие дни.
Играли на лужайке. Количество ребятишек было иногда и 15 – 25. Играли в основном подростки или взрослые ребята и девчата.
Делились на пары (лучше парень с девчонкой) и брались за руки. Пары становились в колонну друг за другом. Впереди, в 3 – 5 м от первой пары, стоит «горельщик» - водящий. Все хором, нараспев, говорили:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
«Горельщик» стоит спиной к остальным игрокам. Начиная со слов «глянь на небо», он смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, и один игрок идет слева, другой – справа вдоль колонны вперед. Ждут последнего слова «звенят» и после него бросаются бежать вперед мимо «горельщика». Он гонится за любым из них и старается поймать раньше, чем они снова возьмутся за руки. Кого «горельщик» поймает, с тем и становится парой впереди колонны. «Горельщиком» же становится игрок, оставшийся один. Если же «горельщик» никого не поймал, он снова «горит» - ловит следующую пару.
Игра «Круговая лапта»
Можно играть большой группой от 5 до 12 человек. Один водящий. Остальные чертят по кругу маленькие кружки, в которые встают. У каждого плоская палка для отбивания мяча. Водящий бросает мяч и пытается попасть кому-то в круг, а играющие пытаются отбить этот мяч. А ещё они пытаются урвать мяч палкой дальше, выходя из круга, как можно дальше.
Если водящий займет пустой круг, он становится игроком, а тот, кто оставил водящи
Заключение
Тема нашей работы – православный праздник Троица. В ней мы рассказываем историю возникновения праздника, традиции празднования за рубежом, в России и Нижегородской области. Эта тема заинтересовала нас, потому что этот праздник в современном обществе смысл и значение этого праздника практически забыт. Кто в этом виноват? Наверное, это общество в целом. Но наши предки очень почитали этот праздник. Это был один из трёх главных православных праздников.
Но в нашем районе последние пятилетие происходит развитие духовно-нравственного воспитания детей и молодежи посредством музыки, вовлечение детей и молодежи в культурно-досуговые мероприятия, что приводит к изучению людьми истории праздников, обычаев и традиции нашего района. Мы надеемся, что история нашего родного края будет почитаться нашими людьми и будут возрождаться традиции и обычаи.
Литература
- В.Н.Морохин Заря-заряница: Песни, частушки, народные драмы, сказки, предания, сказы и устные рассказы Горьковской области. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1982. – 238 с.
- Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Учебник для классов начальной школы. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994. – 327 с.
- Официальный сайт Краснобаковского района
- Сайт Краеведческого музея Краснобаковского района.