Цель: Дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека.
Задачи:
- Формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью;
- Продолжить формирование и закрепить представления о полезных и вредных привычках;
- Создать условия для развития таких аналитических способностей обучающихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.
Ход занятия
1. Организационный момент
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!
Солнце встречает каждого из нас теплой улыбкой, дарит хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.
Девизом нашего занятия станут слова:
Я умею думать, умею рассуждать,
Что полезно для здоровья буду выбирать.
2. Вступительная беседа
- Ребята, как вы думаете, если каждый день совершать один и тот же поступок, во что он может перерасти? (в привычку)
Как вы думаете, что такое привычки? Привычки — это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически.
Как формируются привычки?
Чтобы сформировалась привычка необходимо повторить какое-то действие многократно изо дня в день. Ребята, а как вы думаете, на какие группы можно разделить привычки? (на 2 – полезные и вредные)
Сегодня мы с вами поговорим о привычках и их влиянии на здоровье.
Что такое полезные привычки?
Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Например: умываться, чистить зубы, делать зарядку, питаться в одно и тоже время, спать при открытой форточке, заправлять постель, соблюдать режим дня, класть вещи на место, не опаздывать и многие другие полезные привычки. Они помогают сохранить здоровье, стать более сильным и красивым, удобно и комфортно организовать жизнь, экономить время, делают человека более свободным.
Но существуют, к сожалению, и вредные привычки. Назовите их.
Что вредно для здоровья человека? В чем состоит вред?
Вредные привычки плохо влияют на организм человека, если они появились у человека отказаться от них, порой бывает не просто. Они наносят вред здоровью человека, вызывают зависимость и приводят к тяжелым заболеваниям, а иногда и к смерти.
Что такое вредные привычки?
Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Например: есть много сладостей, долго сидеть у телевизора, читать лежа, разговаривать во время еды.
Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление алкоголя, наркотиков, табака.
3. Основная часть
Как привычки влияют на здоровье
Вредными эти привычки называются потому, что от них бывает трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку. От таких привычек трудно избавиться самому. Человек вынужден обращаться за помощью к психологу или врачу. Это связано с тем, что попадая в организм, они становятся неотъемлемой частью обменных процессов, и он начинает требовать тех компонентов, которые вредны для здоровья.
ТАБАКОКУРЕНИЕ.
- Курение - это зависимость от наркотика, имя которому никотин. По своей ядовитости никотин равен синильной кислоте – смертельному яду.
- Ученые подсчитали, что курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет. Все органы человеческого тела страдают от табака.
- Научно доказано, что курение вызывает 25 заболеваний. У курильщиков плохая память, плохое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат.
- Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы.
При пассивном курении некурящий человек страдает больше
- От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.
В табаке содержится 1200 ядовитых веществ
Это надо знать!
- Курение поражает органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт.
- Курильщики болеют раком лёгких в несколько раз чаще, чем некурящие и составляют 96-100% всех больных раком лёгких.
- Курение увеличивает вероятность других видов злокачественных опухолей (полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы, желудка, толстой кишки, почки, печени).
Наглядный пример различия между легкими курильщика и легкими человека, который не курит.
По мнению медиков:
- 1 сигарета сокращает жизнь – на 15 минут;
- 1 пачка сигарет - на 5 часов;
- Тот, кто курит 1 год, теряет 3 месяца жизни;
- Кто курит 4 года, теряет 1 год жизни;
- Кто курит 20 лет, 5 лет;
- Кто курит 40 лет, теряет 10 лет жизни.
Никотин убивает:
- 0,00001 гр. – воробья
- 0,004 – 0,005 гр. - лошадь
- 0,000001 гр. – лягушку
- 0,01 – 0,08 гр. – человека
АЛКОГОЛИЗМ.
- Алкоголь называют “похитителем рассудка”. Слово “алкоголь” означает “одурманивающий”.
- Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг.
АЛКОГОЛИЗМ
- Алкоголь действует на клетки головного мозга, человек становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль, становится психически неуравновешенным.
- 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения.
АЛКОГОЛИЗМ
- Пьяница в семье – это горе, особенно детям. Дети алкоголиков в 4 раза чаще других людей заболевают алкоголизмом и наркоманией.
- Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к поражению головного мозга.
НАРКОМАНИЯ
- Наркотики - отрава еще более серьезная, она рассчитана на простаков, которые, привыкнув к ним, не смогут без них жить и станут платить большие деньги, чтобы поскорее умереть.
- Наркотики нюхают, курят, вкалывают, принимают в виде таблеток. Они моментально попадают в кровь.
- Наркомания действует своими ядами сильно и быстро - буквально с первого раза человек может стать наркоманом!
- У человека появляются галлюцинации, кошмары.
НАРКОМАНИЯ
- Наркоманы становятся угрюмыми, злыми, так как все время думают о том, где достать очередную порцию наркотика. Наркоман ради наркотиков готов пойти на любое преступление.
- Наркоманы – плохие работники, их трудоспособность низкая, они приносят семье большой материальный ущерб, являются причиной несчастных случаев.
- Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека. Наркоманы распространяют чаще других СПИД.
Фотографии людей до и после того как они начали принимать наркотики.
ИГРОМАНИЯ
Игромания - это вредная привычка начинается безобидно - игровые автоматы, компьютерные игры, карты, рулетка. А может закончиться разрушением психики, преступлением, даже самоубийством. Игромания не щадит ни детей, ни взрослых. Даже благоразумные старушки становятся игроманками и заканчивают свою жизнь в голоде и нищете.
Сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам или не устоите перед их натиском? Сейчас мы проведем тест, который поможет вам оценить свои силы.
Тест «Сможешь ли ты устоять?»
Перед вами лежат листы бумаги. Вам нужно будет ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз (уже должны быть готовы). Я буду задавать вам вопросы. На каждый вопрос нужно дать ответ «да» или «нет». Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:
Дети пишут напротив каждого пункта «да» или «нет».
1. Любишь ли ты смотреть телевизор?
2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше трех часов ежедневно?
3. Хотелось ли тебе попробовать закурить?
4. Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?
5. Пробовал ли ты алкогольные напитки?
6. Любишь ли ты уроки физкультуры?
7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
9. Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?
10. Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться?
Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили на вопросы «да», и запишите полученное число.
Вы сказали «да» не больше 3 раз - вот ваш результат:
Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это может принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями.
Вы сказали «да» от 4 до 8 раз - ваш результат похуже.
Вам не всегда удается управлять своими желаниями. Не хватает силы воли. Из-за этого можно попасть в зависимость от вредной привычки.
Вы сказали «да» от 9 до 10 раз - тут уже пора задуматься.
Вам очень трудно справиться со своими желаниями. Вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «нет».
Этот тест нельзя назвать серьезным и научным, но он может показать, кому нужно работать над своим характером, укреплять свою волю, учиться самостоятельности.
Иначе легко можно стать жертвой вредных привычек.
Игра «Полезно или вредно»
(Воспитатель зачитывает разнообразные привычки, а дети должны разложить в два столбика вредно это, или полезно)
Напечатать на бумаге и разрезать:
- соблюдать режим дня,
- прогуливать занятия в школе,
- грубить старшим,
- соблюдать гигиену,
- правильно и регулярно питаться,
- есть много сладкого,
- грызть ногти,
- заниматься спортом,
- делать утреннюю зарядку,
- курить,
- следить за чистотой своей одежды и своего жилища.
Игра «Познай себя».
- А теперь я предлагаю вам поиграть в следующую игру. Игра называется «Познай себя».
- Сейчас вы должны на зелёных листочках записать свои полезные привычки, а на красных листочках – вредные привычки, если они конечно у вас есть. При записи вы можете пользоваться словами с доски, если таких привычек нет, то запишите самостоятельно. (пишут)
- Кто написал, переверните листочки записями вниз, разложите их на 2 стопки.
- А теперь, посчитайте, каких у вас привычек больше, полезных или вредных?
- Кто может назвать свои полезные привычки? (называют)
- С каким чувством вы их сейчас называли?
(С удовольствием, смело, охотно, живо, хвастливо, гордо, уверенно, с желанием, чтобы все узнали).
- Одним словом, вы не боялись их озвучить, и были у вас при этом положительные эмоции.
А есть ли желающие озвучить свои вредные привычки? (Нет! Или очень мало таких желающих.)
- Почему нет таких желающих?
- Что вы при этом сейчас испытываете?
(Неприятно, стыдно, не желаете признаться в плохом; боитесь, что об этом узнают взрослые и ваши друзья).
- Значит, вы испытываете смущение, испуг, следовательно, у вас возникают отрицательные эмоции.
Почему? (ответы детей)
Вы знаете, что иметь вредные привычки – это плохо!
Ребята, я сейчас задам проблемный вопрос, который возможно у вас вызовет некоторые затруднения при ответе, поэтому отвечать мы будем вместе, я вам помогу.
- Как вы считаете, почему у нас появляются полезные и вредные привычки?
1. Желание быть здоровым. 2. Требует общество жить по правилам. 3. Чтобы тебя уважали, любили. 4. Помогают стать человеку культурным, воспитанным, образованным. 5. Чтобы было много друзей. |
1. Из-за подражания взрослым. |
Я вам сейчас поднесу к вам коробочку для мусора. Вы решите – от какой привычки, из написанных вами на красных листочках сегодня, вы избавитесь прямо сейчас, от каких - завтра и послезавтра.
По мере того, как вы будете от них избавляться, вы эти листочки будете разрывать и выбрасывать. Если это произойдёт, то про вас можно будет сказать с гордостью, что вы не просто ребята, а ребята с силой воли и ребята, которые как герой стихотворения В.Маяковского, знающие что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Заключительная часть. Итог занятия
У каждого из нас есть и хорошие привычки и дурные. Редко встретишь человека, у которого только хорошие полезные привычки. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.
Но с вредными привычками надо бороться, а сила воли поможет их победить. Защита от угрозы. Как нам защитить себя от названных пороков, которые вредят здоровью?
Чтобы не стать рабом вредных привычек, нужно выполнять три правила:
- Не скучать, найти себе занятие по душе;
- Узнавать мир и интересных людей;
- Ни в коем случае не пробовать спиртное и наркотики.
Ну, а если вы все же попали в плен какой-то вредной привычке, старайтесь избавиться от нее изо всех сил. И если вам это удастся, вы - настоящий герой. Как сказал древний китайский мудрец Лао-То: «Тот, кто может победить другого, - силен, тот, кто побеждает самого себя, - воистину могуществен».
Главный вывод, который вы сегодня должны сделать: сказать НЕТ вредным привычкам, для сохранения своего здоровья.
Как вы считаете, ребята, полезна была информация, которую вы получили на занятии?