Образовательные результаты:
Личностные
- выражает желание участвовать в конструирования урока по теме «Семья и я».
Метапредметные
- совместно формулирует цель деятельности с помощью символов и составляет план работы над кластером;
- классифицирует произведения по предложенным признакам;
- анализирует прочитанное произведение с целью выявления главных героев;
- оценивает себя и своих одноклассников по заданным критериям;
- высказывает собственные суждения и обосновывает их;
- работает в группе, выполняя порученную роль.
Предметные
- называет жанр, фамилию автора, заголовок произведения, главных героев произведения.
Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Семья и я» через совместную деятельность по составлению кластера.
Содержание деятельности
Этап деятельности | Возможные методы создания общности |
Дидактические средства и оборудование |
Формирование потребности |
Беседа о любимых играх в перемену. |
|
Формирование образа желаемого результата |
Диалог о том, как дети представляют результат своего труда, результат конструирования урока. |
|
Мотивация |
Вопрос на обсуждение «Желают ли учащиеся принять участие в конструировании урока» |
|
Целеполагание |
Диалог о цели деятельности. |
Образцы моделей |
Планирование |
Мозговой штурм. |
|
Выполнение действий |
Работа в группах сменного состава. |
Учебник, хрестоматия, книги по теме |
Анализ результата |
Беседа о результатах деятельности. |
|
Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Семья и я» через совместную деятельность по составлению кластера.
Планируемые образовательные результаты.
- Предметные: называет жанр, фамилию автора, заглавия, главных героев произведения.
- Метапредметные:
- совместно формулирует цель деятельности с помощью символов и составляет план работы над кластером;
- классифицирует произведения по предложенным признакам;
- анализирует прочитанное произведение с целью выявления главных героев.
- Личностные: выражает желание участвовать в конструирования урока по теме «Семья и я».
Ход урока в событийном залоге
1. Формирование потребности
Закончилась перемена. Вы отдохнули, наигрались. Готовы продолжить наш учебный день?
Можно мне задать вам вопрос?
Какая любимая игра у 2 «В» в перемену? (Конструктор «Лего»)
Другого ответа я и не ожидала. Каждый день я за вами наблюдаю и радуюсь с каким удовольствием вы играете в «Лего».
Чем она вас так привлекает? (можно пообщаться, что-то интересное собрать)
Здорово, но переменка очень маленькая.
А как вы думаете: можно ли на уроке продолжить любимое занятие-конструирование. Например, на уроке чтения?
Попробуем.
2. Формирование образа желаемого результата
Собирая конструктор, вы получаете какое-то изделие, какой-то значимый продукт. Что вы уже собрали? (Гаражи, дома, машины, город ...)
Значит и в результате нашего конструирования на уроке тоже должен получится какой-то значимый продукт.
Давайте вместе подумаем. А для это вспомним тему, которую мы закончили изучать (Семья и я). И сегодня обобщающий урок. Что же может стать продуктом, нашего урока по этой теме (схема, описание, или ещё что-нибудь?)
Для чего это надо? (Чтобы весь материал систематизировать, "разложить по полочкам")
Хорошо, значит мы сконструируем урок обобщения темы, составим какую-то схему(кластер).
3. Мотивация
Хочется попробовать, что из этого получится?
4. Целеполагание
Что же будет являться целью нашей деятельности на уроке?
(на доске) мы хотим повторить тему моя семья, сконструировав схему
5. Планирование
Хорошо. Должна получится схема. А что может быть в этой схеме? Что нам надо повторить на обобщающем уроке?
(дети предлагают, а учитель записывает на доске: обложки книг, автор, название книг, жанр, герои)
То есть, обобщая тему, мы повторим всё то, что вы предложили. И что же мы возьмём деталями для конструирования (ответы на эти вопросы)
Но любая сборка всегда идёт по плану. Внимательно посмотрите на доску. Как вы думаете, когда мы говорим о теме, с чего мы начинаем знакомство с ней? (с жанрами)
6. Выполнение действий
Начинаем конструирование. Когда вы что-то создаете из деталей "Лего", как вы работаете? Когда получается поделка быстрее и интереснее? (когда мы работаем вместе) Конструировать будем в группах.
Внимание на наш план. Начинаем с жанров.
На столе у вас выложена первая деталь нашего конструктора – это название темы. Дополните её другими деталями и запишите их. Если считаете нужным, можете дополнить ещё деталями.
(проверяем выполнение работы у каждой группы, используя сигнальные карточки, прикрепляем на доску названия жанров)
Первые детали скреплены, будем строить дальше. Внимание на план: какие детали должны дополнить нашу схему? (авторы и названия книг)
Вспомните изученные произведения и их авторов и соотнесите их с жанрами. Будьте внимательны, детали становятся мельче. Если затрудняетесь, можно пользоваться учебником и хрестоматией.
Название произведения | жанр |
автор |
Отец и сыновья |
|
Л.Толстой |
Спи, младенец мой прекрасный |
|
|
|
|
Л.Воронкова |
|
|
В.Осеева |
Дедушка |
|
|
Случай с кошельком |
|
|
|
сказка |
народ |
Проверьте. Оцените. Каждая группа прикрепляет на доске название произведения и авторов к определённому жанру.
Название произведения | жанр |
автор |
Отец и сыновья |
басня |
Л.Толстой |
Спи, младенец мой прекрасный |
колыбельная |
М.Лермонтов |
Катин подарок |
рассказ |
Л.Воронкова |
Сыновья |
рассказ |
В.Осеева |
Дедушка |
стихотворение |
А.Плещеев |
Случай с кошельком |
рассказ |
Е.Пермяк |
Три сестры |
сказка |
народ |
Молодцы. Посмотрите на доску, как расширилась наша схема. Продолжим?
Каждое произведение интересно по-своему.
Кому какое из произведений больше понравилось?
Объединитесь в группы и поработайте над понравившимся произведением. (работа в новых группах сменного состава)
Посмотрите на план. О чём мы сейчас будем говорить? (о героях книг)
Вспомните героев и запишите на полосках бумаги.
- В.Осеева «Сыновья».
- «Три сестры»
- «Колыбельная»
- Л.Толстой «Отец и сыновья»
- А.Плещеев «Дедушка»
А кому понравилось другое произведение, можете поработать над ним сами.
Проверьте. Оцените. Каждая группа прикрепляет на доску имена героев книг.
Молодцы! Интересно работать? Продолжим.
Познакомившись с произведениями, мы не только запомнили авторов и названия книг, героев, но и каждое произведение нас чему-то научило, обогатило чем-то. Вы согласны?
Обсудите в группе и напишите: чему учит понравившиеся вам произведение?
Проверьте. Оцените. Каждая группа прикрепляет на доску вывод книг.
Посмотрите на нашу схему, видите какая большая она стала.
Может что-то интересное заметили в нашей схеме, в нашем конструкторе? (произведения разных жанров, разных авторов нас учат одним и тем же хорошим человеческим качествам)
Значит наша схема замкнулась.
Вывод: все произведения учат доброте, отзывчивости, честности, любви к близким.
Анализ результата
Посмотрите какое чудо мы сотворили. Вам нравится?
Какой была цель нашей деятельности? (сконструировать обобщающий урок).
Достигли мы цели? А что помогло достичь цели?
Можно ли наш продукт применить для других уроков обобщения по теме? (да)
Такая схема называется – кластер.
Спасибо за работу.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.) https://минобрнауки.рф/документы/922
- Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Программа. 1-4 класс. +CD. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. / – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
- Тихомирова О.В. и др. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников как инструмент реализации ФГОС: учебное пособие/ О.В.Тихомирова, Н.В.Бородкина, Я.С.Соловьев. Под общ. ред. О. В. Тихомировой. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014. – 222 с.
- Тихомирова О.В., Бородкина Н.В., Коточигова Е.В. ФГОС НОО: особенности организации учебной деятельности: учебно-методическое пособие. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2014. – 92 с.