Информационно-творческий проект «Мебель для куклы Маши»

Разделы: Работа с дошкольниками


Участники проекта: Воспитатели группы, дети группы и родители.

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: информационно-творческий.

Сроки проведения: 1 месяц.

Количество участников проекта: 10 человек.

Возраст детей: 2-3 года.

Форма проведения: групповая.

Цель проекта:

  • Расширять представления детей о мебели, как о необходимых предметах в жизни человека.
  • Формировать у детей познавательное  развитие через организацию разных видов деятельности: игровой;
  • познавательно-исследовательской (наблюдения, дидактические игры);
  • коммуникативной (беседы, сравнения, рассуждения), чтение художественной литературы, музыкальной (прослушивание музыкального произведения), изобразительной, двигательной, трудовой.

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей о предметах мебели, знать их назначение;
  • Обогащать словарный запас детей по теме «Мебель» (стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф).
  • Знакомить детей с деталямистроительного материала (кубик, кирпичик).
  • Способствовать познавательной активности ребенка, развитию творчества;
  • Развивать мелкую моторику рук и сенсорное восприятие.
  • Развивать двигательную активность посредством физминутки, пальчиковой гимнастики, подвижной  игры.

Цель педагогическая:

  • Расширять представления дошкольников о мебели и ее назначении.
  • Обогащать словарный запас детей по теме «Мебель» (стол, стул, кровать, шкаф).
  • Развивать мелкую моторику рук и сенсорное восприятие.
  • Познакомить детей с деталями строительного материала (кубик, кирпичик).
  • Формировать интерес у детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание что-то строить самостоятельно.
  • Развивать творческие способности.

Цель детская: узнать больше о мебели и ее назначении.

Краткое содержание проекта:

Данный проект направлен на развитие познавательной активности детей, организацию совместной деятельности, расширение представлений дошкольников о предметах мебели и ее назначении.

В ходе проекта у детей расширятся представления о мебели и ее назначении, возрастет речевая активность, расширится словарный запас, реализуются творческие способности в конструктивной деятельности, повысится мотивация к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у детей и формированию сенсорных эталонов.

Ожидаемые результаты:

  • У дошкольников расширятся представления о мебели и ее назначении;
  • Дети проявят интерес к освоению окружающего пространства;
  • Возрастет речевая активность, расширится словарный запас;
  • Реализуются творческие способности в конструктивной деятельности;
  • Повысится мотивация к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов детей;
  • Родители будут вовлечены в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, у них появится заинтересованность в сотрудничестве, совместной деятельности с детьми;

Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:

  • Беседы, наблюдения, электронную игру;
  • Непосредственно-образовательную деятельность (рисование, лепка, конструирование);
  • Дидактические, подвижные и пальчиковые игры;
  • Рассматривание иллюстраций по теме «Мебель»;
  • Игра с куклой и с кукольной мебелью;
  • Чтение художественной литературы (восприятие), заучивание стихов и отгадывание загадок.

Продукт проекта: «Мебель для куклы Маши» из мягкого конструктора.

Задачи педагогические:

  • Расширить представления дошкольников о предметах мебели и ее назначении;
  • Способствовать развитию творчества у детей;
  • Обогащать словарный запас по теме «Мебель»;
  • Развивать мелкую моторику рук и сенсорное восприятие.
  • Развивать двигательную активность посредством физминутки, пальчиковой гимнастики, подвижной игры.

Проблема, сформулированная ребенком: больше узнать о предметах мебели, знать их значение.

Актуальность

Дошкольное детство – это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире. Задача воспитателей – помочь ребенку познакомиться с предметами, которые нас окружают, в интересной и увлекательной форме. Родители, как активные участники педагогического процесса, должны эти знания закрепить с ребенком дома. И только тогда, в процессе взаимодействия «воспитатель – родитель», результат будет положительным.

Мебель окружает нас повсюду: дома, на работе и даже в общественных местах. Важно, чтобы ребенок знал не только название мебели, но и ее назначение, а также правила безопасности в обращении с мебелью, как и с любыми другими предметами. Данный краткосрочный проект посвящен теме мебели с детьми младшего дошкольного возраста.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что совместное создание мебели с детьми будет способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей у детей, стимулировать его речевое развитие, так как в ходе знакомства с мебелью дети будут отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, рассуждать, анализировать различные ситуации, общаться, создавать общий продукт.

Гипотеза: Если дети познакомятся с деталями строительного материала, сами построят мебель для куклы, то у них расширятся представления о мебели, обогатиться словарь, разовьются творческие способности и сенсорное восприятие, поднимется самооценка.

Форма презентации: «Мебель для куклы Маши» из мягкого конструктора.

План действий

Постановка проблемы

1. Модель трех вопросов:

Что мы знаем о мебели?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать,
чтобы это узнать?

Мебель бывает разная.
Мебель продают в мебельном магазине.
Мебель нам нужна для удобства в жизни, для красоты, для уюта.
Без мебели неудобно спать, кушать, писать и читать, складывать различные предметы одежды, посуды.
Мебель берегут: протирают, моют, чистят, ремонтируют. 

Что такое мебель?
Что относится к мебели?
Для чего нам нужна мебель?
Из каких деталей можно построить стул, стол, кровать?
Что относится к мебели?
Для чего нужны шкафчики, скамейки, стулья, столы, кроватки?
Как нужно относиться к мебели? Почему?
Как можно расставить мебель в домике у Маши, чтобы было уютно.

Можно узнать в детской энциклопедии.
Попросить родителей посмотреть иллюстрации на тему: «Мебель» в книгах и интернете.
Попросить маму или папу прочитать сказки: «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Поиграть в дидактические, подвижные игры и пальчиковые игры.

2. Планирование совместной деятельности с детьми, определение средств и способов реализации проекта.

3. Обсуждение результатов.

4. Определение перспектив проектирования.

Реализация проекта

Первый этап (подготовительный).

На первом этапе реализации проекта была обозначена проблемная ситуация, которая заключалась в том, что дети часто слышат непонятное для них слово: «мебель».

Так как дети еще не умеют называть детали строительного материала, отражать свои представления о мебели в постройках, называть основные части (сидение, спинка, ножки), то мы решили помочь детям больше узнать о том, что такое мебель?

Вначале работы над проектом была использована «модель трех вопросов:

  1. Что мы знаем о мебели?
  2. Что мы хотим узнать?
  3. Что нужно сделать, чтобы это узнать?

Результат: совместно с детьми был разработан план действий.

На втором этапе для расширения знаний детей о предметах мебели и ее назначении мы начали с бесед:

  1. Что такое мебель?
  2. Какая  бывает мебель?
  3. Для чего она нам нужна?
  4. Из каких деталей можно построить стул, стол, кровать?
  5. Для чего нужны шкафчики, стулья, столы, кроватки?
  6. Как нужно относиться к мебели? Почему?

В ходе проекта мы познакомили детей с иллюстрациями и сюжетными картинками по этой теме, разучивали потешки, стихи, отгадывали загадки.

Вместе с ними рассуждали и отвечали на вопросы: Что означает слово «мебель»?

С  большим удовольствием дети играли с кукольной мебелью, в сюжетно-ролевую игру «Устроим кукле Маше комнату». Они кормили ее, укладывали спать на кроватку, сажали на кресло и диван.

В своей работе с детьми мы используем лэпбук «Цвет, форма, величина».

Играли в игру «Посади мишек на свои стульчики», (большой, маленький, поменьше). В игре «Найди домик для каждой фигуры» дети вместе с воспитателем называли (проговаривали) геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг) и раскладывали фигуры в свои домики.

Проводили пальчиковую гимнастику «Много мебели в квартире», играли в дидактические игры: «Угадай чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Большая и маленькая мебель», «Собери картинку», подвижную игру «Добеги до стульчика».

Неизгладимое впечатление оставил просмотр сказки по интернету «Три медведя».

Проведенные с детьми цикл бесед, рассматривание иллюстраций, пальчиковые, дидактические и подвижные игры, сюжетно-ролевая игра и игра с кукольной мебелью, рисование на цветном песке, использование лэпбука помогли сформировать у детей представления о предметах мебели и ее назначении в целом.

Результат: В результате проделанной работы был намечен продукт деятельности постройка мебели для куклы Маши.

На третьем этапе большое внимание было уделено формированию у детей познавательных навыков в непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. (Рисование, лепка конструирование).

В процессе НОД (рисование), дети знакомились с предметами мебели, с цветом (красный, зеленый, желтый, синий), рисовали стол.
Совместно с воспитателем дети проводили мазки прямые, вертикальные, горизонтальные, на цветном песке рисовали округлые формы (стол).

С большим интересом совместно с педагогом дети лепили стол и стул.

Они отрывали пластилин от целого куска и скатывали прямыми движениями (ножки стола) и сплющивали комок пластилина между ладонями (крышка стола).

На занятиях по конструированию дети с увлечением строили предметы мебели из крупного и мелкого конструктора (стол, стул, диван).

В результате НОД у детей обогатился словарный (пассивный и активный) запас, расширился кругозор, развились сенсорные навыки и мелкая моторика рук.

Результат: На этом этапе научились выделять главное в содержании, планировать свои действия.

На четвертом, обобщающем этапе дети совместно с воспитателем раскрашивали поролоновым тампоном стены домика желтым и красным цветом. Ватными палочками раскрашивали шторы на окнах, с интересом строили в домике мебель для куклы Маши из мягкого конструктора (стол, стул, диван, кровать, шкаф).

В результате у детей сформировались представления о предметах мебели.

На пятом этапе в качестве итогового мероприятия был продемонстрирован родителям готовый домик с мебелью для куклы Маши.

Для родителей была представлена электронная презентация хода выполнения проекта «Мебель для куклы Маши».

Считаем, что реализация данного проекта имеет огромное значение для развития творческих способностей детей. В результате проведения мероприятий по реализации проекта, дети научились пользоваться строительным материалом, обогатился словарь. Дети начали различать и называть детали строительного материала: кубик, кирпичик, различать цвета, понимать такие понятия как «большой-маленький». Они с удовольствием, принимали участие в постройке мебели для куклы Маши, научились правильно обставлять комнату, бережно относится к ней.

Схема реализации проекта

Перспективы развития проекта: Будем продолжать начатую работу, планируем и далее развивать творческие способности детей посредством конструктивной деятельности.