Цели:
- создать условия для усвоения понятий перпендикуляра, наклонной и её проекции;
- обеспечить деятельность учащихся для закрепления ЗУН, полученных при изучении теоремы Пифагора.
Задачи:
- познакомится с определениями перпендикуляра, наклонной и её проекции;
- научится их изображать и распознавать на чертежах;
- познакомится со свойствами наклонных и их проекций;
- научиться применять эти свойства при решении задач.
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор.
I.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (№ 18 учащиеся рассказывают решение).
II. Актуализация опорных знаний (устный опрос, рисунок на экране)
- Как называются элементы прямоугольного треугольника?
- Теорема Пифагора.
- Как найти косинус острого угла в прямоугольном треугольнике АВС?
- От чего зависит косинус острого угла?
- Следствия из теоремы Пифагора:
- как сравнить гипотенузу и катет?
- какое неравенство выполняется для косинуса острого угла?
III. Изучение нового материала (рисунок на экране)
а – прямая, АВ – перпендикуляр, С – произвольная точка прямой а.
- Отрезок ВС – наклонная из точки В к прямой а.
- Точка С – основание наклонной.
- Отрезок АС – проекция наклонной ВС на прямую а.
Какими фигурами являются перпендикуляр, наклонная и проекция наклонной?
Устно. Назвать по рисунку на доске:
- наклонные к прямой и их основания;
- перпендикуляр и его основание;
- проекцию каждой наклонной.
Нарисовать чертеж в тетрадях.
Задача 1. Докажем, что наклонная MF больше перпендикуляра MK и ее проекции FK (один ученик у доски).Задача 2. Дано: MF = MR - наклонные.
Доказать: FK = KR - проекции.
(Один ученик у доски. Можно по теореме Пифагора или через неравенство треугольника.)
Сделать вывод.
Задача 3. Дано: PK > KR - проекции.
Доказать: MP > MR - наклонные.
(Один ученик у доски по теореме Пифагора.)
Сделать вывод.
IV. Закрепление изученного на уроке (рисунок нарисовать самим)
Задача 4. Из вершины С прямого угла прямоугольного треугольника АВС опущена высота CD. Какой из катетов больше, если BD > AD?
V. Проверка знаний учащихся по теме урока (устно, рисунок на экране)
- BD AC, AB = BC.
Доказать: AD = DC.
- BD AC, KB > BC.
Доказать: KD > DC.
- С какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке?
- Что мы узнали на уроке о наклонных и их проекциях?
VI. Оценки за урок
Домашнее задание: п.65, № 16, 19.