Рабочая программа по мини-футболу с углубленным уровнем изучения. Возраст учащихся: 10–14 лет

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Дополнительное образование


Возраст учащихся: 10–14 лет.

Срок реализации программы: 3 года.

Пояснительная записка

Направленность программы: Физкультурно-спортивный вид деятельности – мини-футбол, обучение и совершенствование двигательным навыкам игры мини-футбол.

Уровень программы: Углубленного изучения.

Актуальность программы (данной программы заключается в том, что у детей есть большой интерес к занятиям спортом, мини-футбол - это тот вид спорта, в котором развиваются большинство групп мышц, что подразумевает спортивного развитого человека. Мини-футбол из тех игровых видов спорта к которому интерес не пропадет никогда. Каждый ребёнок может заниматься независимо от уровня его физической подготовленности или уровня двигательных умений, мини-футбол способствует развитию этих качеств. Реализация программы не требует особых вложений, но зато позволяет ребёнку себя реализовать.

Отличительные особенности программы. Программой предусматривается теоретические и практические занятия. Для наибольшей эффективности контроля за выполнением технической и тактической подготовкой, в группах работают два педагога (4+4 часа). Результатами достижения уже на первом году обучения были участия в соревнованиях на уровне межрайона (2-е место осенью и 2-е место в зимние периоды) с последующем выходом из группы на окружные соревнования.

Цель и задачи программы

Цель программы – углубленное изучение спортивной игры мини-футбол, всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях. Разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи чувства коллективизма.

Основным принципом работы на учебно-тренировочном этапе должна быть универсальность подготовки занимающихся с переходом к игровой специализации (по амплуа). При этом на данном этапе начальной специализации решаются следующие задачи.

Задачи программы:

Основными задачами программы являются:

  • укрепления здоровья;
  • содействие правильному физическому развитию;
  • приобретение необходимых теоретических знаний;
  • овладение основными приёмами техники и тактики игры;
  • воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
  • привитие ученикам организаторских навыков;
  • повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по футболу (мини-футбол);
  • подготовка учащихся к соревнованиям по футболу (мини-футбол).

Категория учащихся по программе: 10-14 лет.

Срок реализации программы: 3 года. 3-й год обучения – 288 часов.

Формы и режим занятий:

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

  • методы упражнений;
  • игровой;
  • соревновательный;
  • круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

  • в целом;
  • по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Режим занятий:

  • на 1-м году обучения занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа (время занятий включает 90 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв каждые 45 минут);
  • на 2-м году обучения занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа (время занятий включает 90 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв каждые 45 минут);
  • на 3-м году обучения занятия проводятся 4 раз в неделю по 2 часа (время занятий включает 90 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв каждые 45 минут).

Планируемые результаты реализации программы

Предметные результаты

1 год обучения

Учащиеся должны

Знать:
- влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
- правила оказания первой помощи при травмах;
- гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и спортивной одежде;
- владеть техническими приемами игры
- правила игры в мини-футбол и судейства.

Уметь:
- выполнять программные требования по видам подготовки;
- выполнять технические приемы (передачи, удары, финты, отборы мяча, передачи мяча) с учётом индивидуальных особенностей и игровой расстановки;

2 год обучения

Учащиеся должны

Знать:
- влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;

- правила оказания первой помощи при травмах;

- гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и спортивной одежде;

- владеть техническими и тактическими элементами и приемами игры;

- правила игры в мини-футбол и судейства.

Уметь:
- выполнять программные требования по видам подготовки;

- выполнять технические приемы (передачи, удары, финты, отборы мяча, передачи мяча) с учётом индивидуальных особенностей и игровой расстановки;

- выполнять программные требования по видам подготовки;

3 год обучения

Учащиеся должны

Знать:

- влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;

- правила оказания первой помощи при травмах;

- гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и спортивной одежде;

- методы тестирования при занятиях мини-футболом;

- приемы техники и тактики игры;

- правила игры в мини-футбол и судейства.

Уметь:

- выполнять программные требования по видам подготовки;

-  выполнять технические и тактические приемы с учётом индивидуальных особенностей и игрового амплуа;

- выполнять установку на игру и разбор результатов;

- правильно применять технические и тактические приемы в игре;

- работать в коллективе, взаимодействуя с игроками команды, владеть навыками судейства;

- самостоятельно принимать решение на площадке во время игры.

Личностные результаты:

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мини-Футбол» является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мини-Футбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
  • проговаривать последовательность действий;
  • уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
  • учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

Содержание программы