Возраст учащихся: 10–14 лет.
Срок реализации программы: 3 года.
Пояснительная записка
Направленность программы: Физкультурно-спортивный вид деятельности – мини-футбол, обучение и совершенствование двигательным навыкам игры мини-футбол.
Уровень программы: Углубленного изучения.
Актуальность программы (данной программы заключается в том, что у детей есть большой интерес к занятиям спортом, мини-футбол - это тот вид спорта, в котором развиваются большинство групп мышц, что подразумевает спортивного развитого человека. Мини-футбол из тех игровых видов спорта к которому интерес не пропадет никогда. Каждый ребёнок может заниматься независимо от уровня его физической подготовленности или уровня двигательных умений, мини-футбол способствует развитию этих качеств. Реализация программы не требует особых вложений, но зато позволяет ребёнку себя реализовать.
Отличительные особенности программы. Программой предусматривается теоретические и практические занятия. Для наибольшей эффективности контроля за выполнением технической и тактической подготовкой, в группах работают два педагога (4+4 часа). Результатами достижения уже на первом году обучения были участия в соревнованиях на уровне межрайона (2-е место осенью и 2-е место в зимние периоды) с последующем выходом из группы на окружные соревнования.
Цель и задачи программы
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры мини-футбол, всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях. Разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи чувства коллективизма.
Основным принципом работы на учебно-тренировочном этапе должна быть универсальность подготовки занимающихся с переходом к игровой специализации (по амплуа). При этом на данном этапе начальной специализации решаются следующие задачи.
Задачи программы:
Основными задачами программы являются:
- укрепления здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приёмами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по футболу (мини-футбол);
- подготовка учащихся к соревнованиям по футболу (мини-футбол).
Категория учащихся по программе: 10-14 лет.
Срок реализации программы: 3 года. 3-й год обучения – 288 часов.
Формы и режим занятий:
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Режим занятий:
- на 1-м году обучения занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа (время занятий включает 90 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв каждые 45 минут);
- на 2-м году обучения занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа (время занятий включает 90 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв каждые 45 минут);
- на 3-м году обучения занятия проводятся 4 раз в неделю по 2 часа (время занятий включает 90 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв каждые 45 минут).
Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты
1 год обучения
Учащиеся должны
Знать:
- влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
- правила оказания первой помощи при травмах;
- гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и спортивной одежде;
- владеть техническими приемами игры
- правила игры в мини-футбол и судейства.
Уметь:
- выполнять программные требования по видам подготовки;
- выполнять технические приемы (передачи, удары, финты, отборы мяча, передачи мяча) с учётом индивидуальных особенностей и игровой расстановки;
2 год обучения
Учащиеся должны
Знать:
- влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
- правила оказания первой помощи при травмах;
- гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и спортивной одежде;
- владеть техническими и тактическими элементами и приемами игры;
- правила игры в мини-футбол и судейства.
Уметь:
- выполнять программные требования по видам подготовки;
- выполнять технические приемы (передачи, удары, финты, отборы мяча, передачи мяча) с учётом индивидуальных особенностей и игровой расстановки;
- выполнять программные требования по видам подготовки;
3 год обучения
Учащиеся должны
Знать:
- влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
- правила оказания первой помощи при травмах;
- гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и спортивной одежде;
- методы тестирования при занятиях мини-футболом;
- приемы техники и тактики игры;
- правила игры в мини-футбол и судейства.
Уметь:
- выполнять программные требования по видам подготовки;
- выполнять технические и тактические приемы с учётом индивидуальных особенностей и игрового амплуа;
- выполнять установку на игру и разбор результатов;
- правильно применять технические и тактические приемы в игре;
- работать в коллективе, взаимодействуя с игроками команды, владеть навыками судейства;
- самостоятельно принимать решение на площадке во время игры.
Личностные результаты:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мини-Футбол» является формирование следующих умений:
- определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мини-Футбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий;
- уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.