ХОД УРОКА
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на таинственный остров. Путешествие будет далёкое и интересное. Наш путь будет лежать по воде и по суше, по морям и островам. Перед вами карта с маршрутом. Такая же карта у каждого из вас. Преодолеть препятствия, которые встретятся на пути и прибыть к месту, где спрятаны сокровища пиратов, вы сможете, если самостоятельно решите, записанные на карте примеры. Путь надо прокладывать стрелками от примера, к примеру, в порядке возрастания ответов. Далее мы сверим с вами маршрут и отправимся в путешествие.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
- Молодцы, ребята! Маршрут нами проложен. Ну а теперь отправляемся в путь. Для этого нам нужно посчитать, сколько взять с собой припасов. Ведь путь у нас долгий и нелёгкий. Итак, нам нужно взять с собой 15 мешков муки. Это 8 мешков пшеничной муки, а сколько ржаной?
Дети отвечают все вместе с помощью карточек с цифрами (вееров). Потом учитель просит обосновать свой ответ.
Образец ответа: «Нужно взять 7 мешков ржаной муки, так как 15 это 8 и 7»
- 16 мешков крупы. Это 8 мешков пшена, а сколько гречки?
Дети обосновывают свой ответ.
- 12 бочек сока. Это 5 бочек апельсинового сока и сколько яблочного?
Дети обосновывают свой ответ.
- Нам ещё нужно взять с собой овощи. 17 мешков моркови и лука. 8 мешков моркови, а сколько лука?
Дети обосновывают свой ответ.
-18 мешков картошки и капусты. 9 мешков картошки, а сколько лука?
Дети обосновывают свой ответ.
- Ну и, конечно, не забыть о сладостях. Возьмём с собой 15 ящиков с пряниками и печеньем. 8 ящиков пряников и сколько печенья?
Дети обосновывают свой ответ.
- Молодцы! Все хорошо поработали. Провизией мы запаслись и можем смело отправляться в путешествие. Давайте посмотрим на карту, чтобы уточнить маршрут. Итак, у нас на горизонте виднеется Остров попугаев. Но оставшийся до него участок пути очень опасен. Тут много мелей. Поэтому нужно вести корабль очень внимательно. Но для этого нужно знать точное количество мелей, которые нас подстерегают. Это число зашифровано в магическом квадрате. Вы помните, что в магическом квадрате сумма чисел по строкам, по столбцам и по диагоналям одинакова. Количество мелей на нашем пути как раз и равняется этой сумме. Но в нашем магическом квадрате есть ошибка. Одно число записано неправильно и мешает ему быть магическим. Это может привести к тому, что наш корабль сядет на мель.
Найдите эту ошибку и посчитайте количество мелей.
Задание выполняется самостоятельно, устно, а затем обсуждаются полученные результаты.
7 | 3 |
9 |
8 |
6 |
4 |
3 |
10 |
5 |
- Итак, мы добрались до Острова попугаев. А кто ещё живёт на этом острове? Давайте познакомимся с его обитателями. Для этого у меня есть весёлые стихи. Я буду их вам читать, а вы – показывать ответы с помощью сигнальных карточек.
Цапля по воде шагала
Лягушат себе искала
Двое спрятались в траве
Шесть под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Только точно!
Дети: 2 + 6 = 8
Учитель: в хоре семь кузнечиков песни распевали.
Вскоре два кузнечика голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов. Сколько в хоре голосов?
Дети: 7 – 2 = 5
Учитель:
Cемь малюсеньких котят,
Что дают им, всё едят.
А один сметаны просит.
Сколько же всего котят?
Дети: 7 + 1 = 8
Учитель:
Стала курица считать маленьких цыпляток
Жёлтых 5 и чёрных 5
А всего ….
Дети: 5 + 5 = 10
Дети отвечают на вопросы с помощью сигнальных карточек или вееров. После каждого ответа учитель просит одного из учеников обосновать свой результат.
Учитель: Ребята, а кто из вас самый внимательный? Кто перечислит всех обитателей Острова попугаев?
Дети: Цапля, лягушата, кузнечики, котята, курица, цыплята.
Учитель: А теперь плывём дальше. И перед нами Остров слонов. А вот и маленький слонёнок. Он чем-то очень расстроен. Вот что, оказывается, случилось:
Забежал щенок в курятник
Разогнал всех петухов.
Семь взлетели на насест,
А один в кадушку влез,
Пять – в раскрытое окно.
Сколько было их всего?
Дети: 7 + 1 + 5 = 13
При решении этой задачи можно выставить карточки с прозвучавшими в стихах числами, а знаки дети ставят самостоятельно, объясняя свой выбор.
Учитель: А теперь объясните слонёнку, как нужно решать подобные примеры, чтобы потом он смог сам считать своих петухов.
Один из учеников объясняет, как он подсчитывал результат.
- Спасибо, слонёнок всё понял. Давайте попрощаемся с ним и снова в путь. Перед нами Остров кокосовых пальм. Он не зря так называется. На нём растёт очень много кокосов. А кроме того много растёт фруктов и ягод. Здесь мы можем пополнить свои запасы. Давайте посмотрим, чем мы можем полакомиться на этом острове. На доске записаны примера, а справа – названия того, что растёт и не растёт на острове кокосовых пальм. Рядом с каждым словом стоит число. Если это число совпадает с каким-нибудь ответом на один из предложенных примеров, то такое растение на острове есть, и мы сможем отведать его плоды. Итак, решите примеры и выясните, что же растёт на этом острове. Задание выполняйте самостоятельно в тетради. Потом вариант 1 выпишет названия тех растений, которые растут на острове, а вариант 2 – тех, которые там не растут.
На доске:
43 + 7
81 – 5
68 + 6
Кокосы – 50
Киви – 76
Клубника – 73
Манго – 74
Персики – 8054 – 9
76 + 5
82 – 7
Апельсины – 45
Яблоки – 46
Лимоны – 81
Сливы – 44
Виноград - 75
Итак, мы пополнили свои запасы вкусными фруктами. А теперь вперёд на Таинственный остров. Но что это? Впереди Пиратская пристань! Но нам ведь совсем туда не нужно! Наверное, капитан допустил ошибки в расчётах. Нужно скорее исправить эти ошибки, пока корабль не захватили пираты!
На доске:
60 + 3 – 30 = 37
7 + 53 – 9 = 41
72 – 30 + 9 = 41
58 + 7 – 20 = 45
86 – 60 + 4 = 18
48 + 5 – 10 = 43
- Ошибки найдены! Корабль благополучно минует Пиратскую пристань. И вот мы, наконец, на Таинственном острове. Осталось найти клад. Посмотрите на острове много мест, где может быть спрятан клад. Клад в том объекте, которой находится в центре острова. Найдите этот объект.
Дети: Это Заброшенная хижина!
Учитель: Молодцы! Клад найден! А теперь, давайте подведём итог нашего путешествия. Что же нам необходимо было знать и уметь, чтобы благополучно добраться до острова и найти клад?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.