Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе

Разделы: Русский язык


В наше время роскошь правильного человеческого общения становится дефицитом. Поэтому проблему формирования речевой культуры учащихся, владение ими ключевыми коммуникативными компетенциями, считаю актуальной. Ведь правильная и богатая речь - это показатель не только культурного уровня человека, но и его умственного развития.

Основное требование ФГОС основного общего образования (далее цитата): «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции».

Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Далеко не все выпускники общеобразовательной школы умеют правильно общаться в той или иной ситуации, управлять процессом общения, выстраивать свое высказывание в соответствии с ситуацией, выбирать нужные речевые и языковые средства для выражения своей мысли.

Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу - одно из самых важных направлений в развитии речевой и мыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Многие учащиеся затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников - одна из самых актуальных на сегодня.

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта и уверенности в себе. Школа должна сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни.

Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетенция. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и литературе - один из путей решения проблемы культурного общения.

Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию учеников?

Обучение ребенка вежливому, корректному общению - одна из главных задач учебных предметов «Русский язык» и «Литература», так как наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности.

Основные задачи, требующие решения в работе с обучающимися над формированием коммуникативной компетенции это:

1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы).

2. Формировать умения

  • вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, проявляя уважения и терпимость к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
  • грамотно разрешать конфликты в общении;
  • поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения в формах монолога и диалога.

3. Повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;

  • повысить результативность обучения;
  • активизировать творческую деятельность - желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются такие методы организации работы с текстом как словесные, наглядные, практические.
И приёмы самые разнообразные (выразительное чтение, комментированное чтение, различные виды пересказов, заучивание наизусть, работа с заголовком,чтение по ролям, составление конспекта, составление плана текста, подбор аргументов и т.д.).

Формы и средства тоже самые различные.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, парная.

Средства обучения: таблицы, карточки, схемы, графики, аудио- и видеозаписи, презентации, иллюстрации.

Хочу отметить, что коммуникативная компетенция параллельно шагает с языковой.

Так на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Проверяемые безударные гласные» учащимся предлагается работа со словом «ученик».

Задания предлагаю от простого к более сложным.

Первое задание такое. Ребята должны дать определение данному слову (ученик - это тот, кто учится в школе или в среднем учебном заведении (своего рода подготовка к итоговому собеседованию)

Следующее задание: ребята подбирают однокоренные слова: учить, учиться, учение, учёба, учитель, училище, учёный, учить, ученица, ученический, обучение.

Следующий этап работы - это сочетаемость слов и подбор синонимов: хороший ученик, лучший ученик, сильный ученик, слабый, отстающий, новый, серьёзный, дисциплинированный, трудолюбивый, прилежный, ленивый, способный ученик. Синонимы: школьник, учащийся.

Далее ребятам предлагается вспомнить или самостоятельно придумать пословицы и поговорки с данным словом.

Затем учащиеся составляют предложения с данным словом.

И наконец, - это рассказ на основе ключевых слов. Он заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ. Вначале каждый ученик выполняет работу самостоятельно, затем свой вариант обнародует. Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность.

Помогают развивать правильную речь и коммуникативно-речевые упражнения.

Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?

  • Язык не стрела, но пуще стрелы разит.
  • Красную речь хорошо и слушать.
  • Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
  • Красное дерево редко, красное слово метко.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

  • «Диктор». Прочитайте текст, соблюдая темп речи, интонацию и орфоэпически правильно. (ИС)
  • «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. (ИС, ВПР, экзамен по русскому яз).
  • «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
  • «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора или словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование. (тестовое задание ОГЭ)

Исходя из ситуации, с учётом заданий ЕГЭ и ОГЭ, критериев оценивания работы выпускника, наиболее эффективным средством формирования коммуникативной компетенции считаем текст. Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты.

Важно, чтобы ребенок прочитал текст и правильно его понял. Недопонимание текста может происходить по разным причинам. Первая связана с тем, что школьники почти никак не реагируют на незнакомые слова. Новое, незнакомое слово проскальзывает мимо их сознания, не вызывает желания узнать, что это такое, не заставляет ни задуматься, ни заглянуть в словарь, ни обратиться с вопросом к старшим. А непонимание смысла отдельных слов и словосочетаний приводит к непониманию части, а порой и всего изучаемого материала.

Успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ напрямую зависит от умения работать с текстами.

На уроках русского языка планирую упражнения, рекомендуемые для повышения скорости чтения: поиск непонятного слова, "жужжащее чтение", многократное чтение, ежеурочные пятиминутки чтения. Например, в начале урока раздаю ребятам мини-тексты (особенно хорошо действует этот приём в 5-7 классах). На уроках литературы также использую упражнения: чтение по цепочке (по 1-2 предложения), беседа по прочитанному в парах, оценивание друг друга. А чтобы не падала осмысленность чтения, использую пересказ самостоятельный и в парах.

Чтобы развивать коммуникативные и языковые навыки необходимо научить правильно слушать текст.

Для этого практикую задания типа:

  • повторить услышанный текст (пересказ подроб­ный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);
  • записать во время слушания опорные слова.

Уже в старших классах учимся конспектировать, составлять тезисы. (9-11 классы).

На дом получают такие задания, как

  • дать развёрнутый ответ на вопрос, составить таблицу, схему,
  • сформулировать вопросы по фрагменту текста.

От правильного обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, его отношения к учению, школе, самому себе.

И нам, учителям русского языка и литературы, в первую очередь, необходимо выполнять Основное требование ФГОС основного общего образования -это работать над формированием и развитием основ читательской компетенции.