Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для дошкольников средней группы (4–5 лет) «Заколдованные цифры»

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид непрерывной образовательной деятельности

Игровая, коммуникативная, двигательная, конструктивно-модельная

Интеграция образовательных областей

«социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие»

Задачи:

Образовательные

  • Продолжать учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
  • Закреплять знание цифр (1,2,3,4,5), дней недели, геометрических фигур.
  • Совершенствовать умения ориентироваться во времени и пространстве.
  • Развивать умение отвечать на вопросы связно и последовательно, рассуждать.

Развивающие

  • Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение
  • Учить понимать смысл задания, устанавливать логические причинно-следственные связи и находить самостоятельное решение

 

Воспитательные

  • Вызывать познавательный интерес к математике
  • Развивать умение работать в команде
  • Формировать навыки самооценки
  • Воспитывать внимательное и критическое отношение к сверстникам

 

Планируемые результаты

  • Развитие познавательного интереса к математике
  • Закрепление знаний цифр, геометрических фигур
  • Совершенствование навыков ориентации во времени и пространстве
  • Развивать умение работать в команде
  • Формирование навыков самооценки, умения оценивать работы других

Оборудование

  • Набор цифр от 1 до 5
  • 7 кругов разного цвета
  • Таблицы с геометрическими фигурами (на каждого ребенка)
  • Набор мягкого цветного конструктора
  • 2 обруча
  • Карточки – схемы (2 шт)
  • Набор      (4 штуки ) на каждого ребенка

 

ЭТАПЫ НОД

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

1. Организационный (побудительно-мотивационный)

- Ребята, я хочу рассказать вам одну удивительную историю. Хотите ее услышать?
- Далеко, далеко, за высокими горами, за глубокими морями, за темными лесами находится необычная страна – страна Математики. Жители этой страны тоже необычные – цифры и геометрические фигуры. А правит этой страной Царица Математики. Счастливо и спокойно жили жители этой страны. Да вот нежданно - негаданно пришла в страну беда. Налетел на страну злой волшебник – ветер Цифродуй.
Заколдовал все цифры и разбросал их по всему белому свету. Царица Математики сейчас в горе, слезах и отчаянии. Кто же сможет ей помочь?

 

- Ребята, а вы бы хотели прийти на помощь жителям страны Математики?
- Сегодня ночью окна нашей группы были открыты, а может заколдованные цифры попали и к нам в группу?
Ответы детей.
2. Содержательный

 

 

- Ребята, внимательно посмотрите вокруг. Может быть вы увидите и найдете залетевшие к нам цифры («заколдованные» цифры развешаны в разных местах группы: на стене, на окне, на шторах, на ножке стола, на спинке стула). Дети находят «заколдованную» цифру (смотреть приложение №1) и приносят воспитателю.
- Ребята, вы узнали, какую цифру заколдовал злой волшебник? Ответы детей.

- Чтобы расколдовать цифру 1 (дети могут найти цифры не по порядку от 1 до 5. Это не является ошибкой, а наоборот, становится интереснее и увлекательнее), надо разгадать загадки хитрого волшебника. Вы готовы?

  • Девочка Таня любит заниматься спортом. Взяла Таня ракетку и пошла на стадион. А на встречу ей 3 мальчика футболиста. У каждого новый, красивый футбольный мяч. Сколько ребят шло на стадион?
  • Яблоко тяжелее груши. Груша тяжелее лимона. Какой овощ самый легкий?
  • По небу на речку летели крокодилы. Два больших зубастых и один маленький беззубый. Сколько всего крокодилов летело на речку?
  • На столе стояло три стакана с молоком. Ваня выпил один стакан молока и поставил его на стол. Сколько всего стаканов на столе?
  • На еле выросло 5 слив. Белочка скакала, одну сливу задела, она упала. Сколько слив осталось на еле?

 

 

 

 

Дети отгадывают загадки и объясняют свои отгадки.

- Все хитрые загадки отгадали, а вместе с ними расколдовали цифру «1» «Расколдованную» цифру 1 дети ставят на мольберт.
- Расколдовать цифру «2» нам помогут дни недели. Поиграем с вами в игру «Живая неделька». Вспомним правила игры. Каждый цветной кружочек обозначает дни недели. Взяв цветной кружок (приложение №2) вы превращаетесь в день недели. Дети находят в группе и приносят воспитателю следующую «заколдованную» цифру.
Дети играют. На сигнал «Неделя рассыпалась!» дети с цветными кружочками разбегаются в рассыпную. На сигнал «Дни недели построились по порядку» дети выстраиваются в одну шеренгу в том порядке, как дни недели идут друг за другом.
- Чтобы цифра «2» приняла свой прежний вид, давайте все вместе скажем: «1-2 – расколдовалась цифра 2» Расколдованную цифру ставят на мольберт.

- Чтобы расколдовать цифру «3» нам надо выполнить задание за столами
- У каждого из вас есть вот такая таблица с геометрическими фигурами (приложение №3)
Хитрый волшебник и здесь постарался. Превратил в невидимку последнюю фигуру в каждом ряду. Помогите пожалуйста. Расколдуйте фигуру и нарисуйте ее в пустой клетке таблицы.
- Давайте все вместе скажем: «1-2-3 - расколдовали цифру 3»

Дети находят в группе и приносят «заколдованную» цифру 3.

Дети рисуют недостающую фигуру в пустой клетке. Проверяют друг друга.

Расколдованную цифру 3 ставят на мольберт.

- Чтобы расколдовать цифру «4» нам надо навести порядок в цветном конструкторе. Нам понадобятся 2 обруча, конструктор и две команды. Предлагаю разделиться на команду девочек и команду мальчиков.
Внимание! Каждая команда должна положить в обруч только те детали конструктора, которые подходят к схеме, которую я дам каждой команде. (приложение №4)

Дети находят и приносят следующую «заколдованную» цифру.

Команды работают, затем мальчики проверяют девочек, а девочки – мальчиков.
Расколдованную цифру 4 ставят на мольберт

- Мне, кажется, ребята, что осталась еще одна «заколдованная» цифра. Ищем ее.
- Конечно, это цифра «5». А расколдовать ее нам помогут «загадки – отгадки»
Дети находят «заколдованную» цифру 5.

- Вы задумываете и выкладываете из треугольников любой предмет или фигуру, а мы все вместе отгадываем ваши загадки. (приложение №5)

- Ура! 1-2-3-4-5! Расколдовалась цифра «5»!

Дети выкладывают из треугольников разные предметы. Ребята пытаются отгадать что это.
Расколдованную цифру 5 ставят на мольберт.

- Ребята! Цифры были так напуганы и растеряны, что совсем забыли свои места.
Давайте поможем им еще раз и поставим их по порядку.

Дети расставляют на мольберте цифры по порядку.

3. Рефлексия.
Подведение итогов.

- Ребята, вот мы и выполнили все задания волшебника Цифродуя.
Какое задание волшебника вам понравилось? Какое задание оказалось самым трудным?
- Ребята, заколдованные цифры мы с вами нашли, расколдовали их, расставили их по порядку – теперь в стране Математики наступит мир и покой.