Роль окончания в слове. Родственные слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

  • научить находить и выделять окончание в слове;
  • активизировать знания уч-ся о роли окончания в слове.

Задачи:

  • развивать умение находить окончание в слове;
  • развивать умение работать самостоятельно, в парах; умение применять знания на практике;
  • воспитывать интерес к урокам русского языка.

Познавательные: овладение логическим действием анализа, обобщения, классификации, установки аналогий, рассуждений.

Регулятивные: Умение принимать и удерживать учебную задачу, работать с информацией.

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, владение монологической и диалогической формами речи.

Ход урока

1. Организация учащихся

2. Актуализация знаний

1. Игра на выбывание.

(На экране слова)

  • деревня
  • шумит
  • над
  • поляна
  • лес
  • гриб

Дети рассказывают:

  1. Первым выбывает слово над, т. к. это служебная часть речи, остальные слова относятся к самостоятельной части речи.
  2. Слово шумит, т.к. глагол, остальные существительные
  3. Слово деревья, т.к. множ. ч., остальные ед. ч.
  4. Слово поляна, т.к. ж.р., остальные м. р.
  5. Осталось 2 слова, можно исключить любое, но лучше слово гриб, т. к. 4б, а в слове лес - 3.

Осталось слово лес.

- Образуйте ряд родственных слов со словом лес.

(Работа в парах)

- Проверяем:

Лес, лесной, лесник

- Докажите, что эти слова родственные.

- (Имеют одинаковый корень, близки по смыслу, но называют разные предметы)

- Выделите корень

2. Работа над предложением.

(На столе у каждого ребёнка карточки с заданиями)

Задание 1. Запиши предложение, вставь пропущенные орфограммы. Подчеркни основу.

За у…кой р…кой тёмной ст…ной ст…ял лес.

(Каждый ученик работает самостоятельно.)

Взаимопроверка.

(На экране)

3. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Руки скрестили назад.

3. Изучение новой темы

- Найди в этом предложении имена существительные. (рекой, стеной, лес)

- Какие существительные употреблены с предлогом? (за рекой)

- Выпишите существительное с предлогом. (Учитель выписывает на доске за рекой)

- Употребите это существительное с другими  предлогами.

  • за рекой
  • у реки
  • к реке
  • в реку

- Назовите общую часть, выделите корень. (Дети называют)

- Назовите ту часть слова, которая изменяется и обведите её в квадрат.

Кто знает, как называется эта часть слова? (Окончание)

- Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Об окончании)

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (научиться определять окончание в слове и запомнить, для чего оно нужно.)

На первый вопрос мы можем ответить.

- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

(Читаем правило на слайде)

- Для чего оно служит?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы выполним следующее задание. Сейчас каждый из вас будет редактор.

- Кто такой редактор? (Ответы детей)

(На слайде читаем: Редактор – человек, который редактирует что-либо; специалист по редактированию.)

Редактировать –

  1. Проверять и исправлять текст при подготовке к печати;
  2. Руководить изданием чего-н.)

На столе карточки. Читаем задание.

Задание 2. Прочитай предложения. Раскрой скобки. Измени в скобках слова.

Красив осенний лес. Деревья в (лес) оделись в золотой наряд. За (лес) протянулись поля. Около (лес) протекает ручей.

(Работа в парах)

Проверка.

- Послушаем, что у вас получилось. (Дети читают)

- Какая часть изменилась у слова лес? (Окончание)

- Для чего вы изменяли окончание? (Чтобы было понятно)

- Давайте попробуем ответить на вопрос: Для чего служит окончание? (Ответы детей)

- Вот мы и сделали маленькое, но очень важное открытие.

Убедимся в правильности нашего вывода и прочитаем правило. (На слайде читают правило)

- А как найти окончание в слове? (Нужно слово изменить)

- А теперь минутка отдыха. Внимание на экран.

(На экране учитель пролистывает картины осеннего леса. 1 ученик читает стихотворение И.Бунина «Лес, точно терем расписной…»)

4. Закрепление

Работа с учебником, с. 46, № 92

(Запиши слова, рядом с каждым напиши форму множественного числа. Выдели окончание.)

Д…ревня, б...рёза, …сина, ябл…ня, д…рога, гор…д.

Проверка

Игра «Лишнее слово»

(Учитель называет пары слов, если слова однокоренные, дети хлопают в ладоши, если нет, топают)

  • Кот – котик
  • Дом – дым
  • Сад – садик
  • Река – реки (- Почему?)
  • Лист –листик
  • Гриб – грибы ( - Почему?)

5. Итог урока

- Кому был полезен сегодняшний урок?

6. Рефлексия

Если на уроке

  • было всё понятно и легко, дети поднимают кружок зелёного цвета,
  • если в чём-то сомневались – жёлтого,
  • а если испытывали затруднение – красного цвета.

Д/з: уч., с.46, № 91 (а,б), правила.

Презентация к уроку.