Цель: формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой “Почему?”
Задачи:
Образовательные:
- расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой и познакомить с её произведением “Почему?”;
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.
Развивающие:
- развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
- расширять кругозор;
- развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Воспитательные:
- формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им;
- воспитание чуткого отношения к живой природе;
- обогащение нравственного опыта младших школьников;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- воспитывать гуманное отношение к животным.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- саморегуляция;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные:
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Оборудование для учителя: авторская мультимедийная презентация, проектор, экран, карточка с названием рассказа “Почему?”, карточки с вопросом, гипотезами.
Для учащихся: текст, рабочие листы к уроку, клей.
Предварительная подготовка: учитель заранее подбирает книги изучаемого писателя, готовит информационно-коммуникативное сопровождение урока.
Используемые сокращения: (л) – личностные, (р) – регулятивные, (к) – коммникативные, (п) – познавательные.
Ход урока
Этап урока |
Ход урока |
Работа учащихся |
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) |
- Поговорим? |
|
2. Формулирование темы и цели урока. Постановка проблемы. | Скажите, бывало ли с вами такое, что вы случайно что – то разбивали, ломали и этого никто не видел? | (да) |
- Как вы поступали в такой ситуации? | (сказать правду, сказать не я, не говорить ничего, обвинить другого) | |
- Вопрос был один? А мнений сколько? - Почему я ваши гипотезы разделила на 2 группы? |
(правда, ложь) | |
- Значит тема нашего урока, какая? | (Правда и ложь в рассказе В.Осеевой «Почему?») | |
|
- Давайте сформулируем цели нашего урока - И у нас возникает вопрос - влияет ли правда и ложь на душевное состояние человека? А вот это мы и узнаем, работая над произведением. |
(Почему надо говорить правду и нельзя говорить ложь) |
3. Работа по теме урока. 1 часть |
- Какое душевное состояние было у мальчика? | Читают по цепочке. (радостное) |
- Найдите в тексте слова, которые это подтверждают. | (красный) | |
- Подчеркните это предложение красным цветом. |
(черный) |
|
4. Физминутка |
|
|
5. Работа по теме урока. 2 часть | (Звучит аудиозапись) | (Слушают) |
- Скажите, изменилось ли душевное состояние мальчика? | (да) | |
- Каким оно стало? | (плохим) | |
- А что стало причиной этому? - Значит, какой карандаш мы возьмем? - Найдите слова, которые описывают душевное состояние мальчика. |
(солгал) | |
6. Работа с текстом. 3 часть |
- А сейчас, работая в группах, мы определим душевное состояние мальчика. |
(Читают дети по цепочке) |
- У вас на столах конверт со словами из текста. Вы должны выбрать слова, которые подтверждают душевное состояние мальчика в этой части и создать продукт. Для этого используйте лист А3 и клей. (5 минут) |
(работают в группах) | |
|
- А теперь давайте проверим, что у вас получилось. Я прошу 1 представителя от группы прикрепить на доску лист с ответами. |
(проверяем, лишнее убрать) (хлопают) |
7. Физминутка |
|
|
8. Работа с текстом. 4 часть | - Я читаю вам четвертую часть – одновременно работаем с карандашом. - Чем заканчивается наше произведение? |
(сказал правду) |
- А почему мама пустила Бума? | (сказал правду) | |
- А какое душевное состояние было этот момент у мальчика? | (хорошее) | |
- А при каких словах оно стало хорошее, зачитайте из текста. | (я разбил) | |
- Так каким цветом мы подчеркнём эти слова? - Прочитайте последнее предложение. Почему автор пишет, что у каждого было свое почему? - Зачитайте почему Бима? |
(красным) | |
- Почему выгнали? | (солгал) | |
- Почему впустили и обласкали? | (сказал правду) | |
- Какой вывод? | (надо говорить правду) | |
- А у мамы какое почему? - И почему? |
(не сказал сразу, ночью разбудил) | |
- Какой вывод? | (надо говорить правду) | |
- Какое, почему у мальчика? | (почему не ругала) | |
- Почему? | (сказал правду) | |
- Какой вывод? | (надо говорить правду) | |
9. Подведение итогов
|
- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? | (Почему надо говорить правду и нельзя говорить ложь) |
- Так почему же надо говорить правду и нельзя говорить ложь? | (плохо себя чувствуем, могут пострадать другие) | |
- Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока? |
(надо всегда говорить правду) |
|
10. Рефлексия |
- У вас на столах лежат яблочки. Возьмите сейчас то, которое характеризует вашу работу на уроке. |
|