Конспект НОД по формированию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности «Волшебные превращения воды»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид занятия: получение новых знаний, экспериментирование.

Формы образовательной деятельности: фронтальная (методы – словесный, наглядный, практический, игровой)

Цель:

  • Сформировать у детей знания о значении воды для всех живых существ.
  • Воспитать бережное отношение к воде, как источнику жизни человека и всего живого на земле.
  • Познакомить с новым видом деятельности – эксперимент.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и обобщить сведения детей о воде, её свойствах.
  • Формировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.
  • Закрепить представления детей о водоемах.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление детей через применение алгоритмов.
  • Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей в процессе проведения опытов с водой.

Планируемый результат: познакомить детей с новым видом деятельности – экспериментирование, активизировать в словаре таких слов как «экспериментирование», «опыт», «свойства», «прозрачность», изучение свойств объектов с помощью экспериментов.

Оборудование:

  • наглядный материал – изображения водоемов (озеро, река, море), изображения алгоритмов опытов, изображения «грустной» и «веселой» капли;
  • экспериментирование – форма одежды (халаты), стаканы и ложки по количеству детей, соль, сахар, молоко, краски, капли по количеству детей.

Содержание НОД

Этап занятия

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

Вводная часть

Здравствуйте, ребятишки! Я рада вас видеть таких красивых, добрых и с хорошим настроением! Какие милые у вас улыбки!
Давайте друг друга поприветствуем

Игра-приветствие «Мы – друзья»

Собрались все дети в круг:
«Я – твой друг, и ты – мой друг!»
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель предлагает сесть на стулья:
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было!
Я же Вам сказать забыла:
Только в садик я зашла –
На лавке Капельку нашла.
(показ грустной капельки)
Посмотрите, какая она?

Дети входят и встают в круг.

 

 

Выполнение заданий в соответствии с текстом

 

 

 

 

 

Грустная, печальная

2–3 мин

Проблемная ситуация

Давайте узнаем, почему она такая печальная? (воспитатель прислушивается к капельке)
Капелька говорит, что она совсем недавно появилась на свет и
совсем ничего не знает о себе. От этого ей очень грустно. И вот поэтому она решила обратиться к нам за помощью, ведь Вы – умные ребята и, наверняка, что – то знаете о ней. Ребята, поможем Капельке?

 

 

Согласие детей

1–2 мин

Основная часть

Где живет Капелька?
Из чего состоит Капелька?
Молодцы! А где можно встретить воду?
Ребята, а для чего нужна вода человеку?
Ребята, Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
(показ и рассматривание картинок)
Да! Умницы! Вода нужна всем! А как мы с Вами каждый день используем воду дома и в детском саду?
Молодцы, ребята! Да, без воды все живое погибнет. Вода – это жизнь!
Пришло время нам немного отдохнуть. Выходите ко мне.

Физминутка

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот, так славно освежились.
Делать так руками надо:
Вместе «Раз!» - это брасс
«Одной – другой» - это кроль,
А теперь мы, как дельфины,
Все отправились домой.

Капелька живет в воде, дожде
Из воды
В реке, море, океане, кране

Деревьям, птицам, животным, растениям, насекомым, человеку

Мы умываемся, чистим зубы, моем руки. Мама готовит обед, стирает, поливает цветы.

 

 

Выполнение движений в соответствии с текстом
согласие

4–5 мин

«Открытие» детьми нового способа действий

Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок, может делать разные превращения. Хотели бы Вы вместе с водичкой побывать волшебниками?
Предлагаю отправиться в лабораторию и продолжить разговор о воде.

Согласие детей

Дети одевают фартуки и подходят к столам с расставленными на них материалами для опытов.

 

Выполнение работы Опыт №1 Вода – прозрачная.
Ребята, посмотрите, перед нами два стаканчика, один с чистой водой, а другой с молоком. Давайте попробуем, очень аккуратно, опустить в каждый из них ложечку. И посмотрим, видно ее или нет?
В стакане с водой ложечку видно, в стакане с молоком – нет.
Вывод: Чистая вода – прозрачная.

Дети выполняют эксперимент.

 

Ответы детей.

7–9 мин
  Опыт №2 Вода может менять цвет.
Ребята, мне стало интересно, какого цвета вода?
А может ли она менять свой цвет?
Ведь мы с вами знаем, что чистая вода - прозрачная! Давайте проверим! Выбирайте цвет краски, который вам нравится. Возьмите его аккуратно ложечкой  и добавьте краску в воду. Можно размешать. Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет.
Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.

Вывешивается картинка с алгоритмом первого опыта.

Дети выполняют эксперимент.

Ответы детей.

Вывешивается картинка с алгоритмом второго опыта.

 
 

Опыт №3 Вода не имеет вкуса.
Ребята,  интересно, а какая на вкус вода?
А давайте проверим? Попробуем воду в своих стаканчиках. Какой вкус у воды?
Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Тише, тише, ребята, Капелька что-то мне хочет сказать!
Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!

 

 

Ответы детей.
Пробуют воду.

 

 

Опыт №4 Вода может менять вкус
Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и проверим,  что будет!
Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?
Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?
Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.

Посмотрите, ребята, наша гостья Капелька улыбается! Ей очень нравится у нас в лаборатории! И как мы с вами экспериментируем!

Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.

 

Ответы детей

Сладкая, соленая

Вывешивается картинка с алгоритмом четвертого опыта.

 

Заключительная часть

Молодцы! Ребята, давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому и для чего нужна вода? А из опытов мы узнали, что: вода - это прозрачная жидкость, без вкуса и запаха, но может растворять некоторые вещества и приобретать вкус и цвет, растворенного в ней вещества.

Ответы детей

 

Рефлексия

Ребята, Капелька говорит, что ей с нами очень понравилось заниматься. Все вы много знаете о воде, отлично потрудились в лаборатории и очень весело играли!
А Вам понравилось быть волшебниками? Хотите ли вы продолжать экспериментировать?
Капелька дарит вам на память о себе волшебные капельки, чтобы вы никогда не забывали о пользе воды и бережном к ней отношении.
Спасибо тебе, Капелька, что пришла в гости. И вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу. До свидания!

 

 

Ответы детей

Каждому ребенку вручается капелька.

2–3 мин