Работа по совершенствованию навыков чтения в период обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Научить читать - одна из главных задач учителя, которая стоит при бучении первоклассника. От умения читать зависит успешное обучение школьника. Жизнь показывает, что если ребенок научился читать в период обучения грамоте, то он ощущает себя успешным, верит в свои силы, и наоборот, если ребенок не овладел чтением, то он теряет веру в способность успешно усваивать знания.

Понимая значимость обучения чтению, мы, учителя, ищем пути повышения качества обучения на этих уроках. Особенно привлекает опыт педагогов-новаторов, работающих в этой области. Многие  приемы, упражнения мы творчески применяем, комбинируем их в зависимости от подготовки класса.

Во-первых, мы активно  используем методику Е.В Усенковой (Ашхабад). Работа по этой методике строится так:

  • весь алфавит разбивается на 8 групп-по степени похожести или на резком отличии.
  • заранее подготавливаются 8 пособий- блоков. Буквы в них печатные, причем гласные обозначаются красным цветом, а согласные твердые синим, согласные мягкие зеленым. Сами блоки выглядят так см. Приложение № 1.

Первый блок вводится 02.09. Работа начинается с узнавания знакомых букв, акцентрируется внимание на АОИ. На 2 уроке закрепляются эти буквы, добавляется буква У, третий урок посвящен изучению гласных, добавляется буква Э. Четвертый урок закрепление изученных букв с добавлением буквы ы. На пятом, шестом уроках закрепляются все гласные. Далее работа по урокам распределяется так:

  • 2 блок - 2 дня
  • 3 блок - 2 дня
  • 4 блок - 2 дня
  • 5 блок - 3 дня
  • 6 блок - 2 дня
  • 7 блок - 2 дня
  • 8 блок - 2 дня

Все это время дети работают без букваря, материал добуквенного периода изучается в тоже время. Дети учатся читать слоги, работают по правой стороне блоков. Ознакомившись со всеми буквами начинаем работу по «буквам». Но на работу с новой буквой отводится не два дня, а один день. Страницы с гласными до первой согласной просматриваются на одном уроке плюс та страница, где буква Н, затем идет четко: один урок - одна буква. К блокам возвращаемся на уроках постоянно.

Таким образом, постоянное обращение к блокам способствует лучшему запоминанию букв.

На уроках письма - написание слогов проводится в необычной форме. Для этого  на каждого ученика были заготовлены карточки.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

О

Н

Р

А

С

Т

У

В

И

Учитель называет числа 4, 5. Дети находят, читают, записывают. Для продолжения данной работы целесообразно приготовить несколько похожих карточек.

На уроках чтения и письма в буквенный период проводим фонетические и речевые зарядки, что способствует выработки зрительной памяти, формированию умения списывать, сливать звуки в слоги, получать слова. Вырабатывается скорость чтения и умения читать без напряжения. Урок обычно начинается с игровой разминки, с работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения.

Разминку проводит любой из учащихся-ведущий. Упражнения для разминки предлагаются следующего вида:

  1. Вдох носом выдох через рот.
  2. Вдох, задержка дыхания, выдох.
  3. Вдох, выдох порциями (самолеты взлетают-у-у-у; машины едут-ж-ж-ж; лошадки поскакали-цок-цок-цок; муха бьется в стекло з-з-з и т.д.)

или:

Летела муха около уха: ж-ж-ж
Летела оса около носа: с-с-с
Летел комар и звенел з-з-з
Сел на лоб, а мы его хлоп.

Затем следуют скороговорки, чистоговорки. Скороговорок ребята знают много, они находят их в книгах, детских журналах, интернете и сами их разучивают.

Далее проводится работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда.

БКЗСТРМНВЗРШЛНХ
ЖЛПФХЧШБРПТСТКЛ
МНДГМКТФТРМГНЖЗ
ВДФХФГМНБСКТФМН
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
ЗСЧКТФТЩДМЛХВДМ
ДГРШКТБСТЦТРТРСЧШ
ТРГХЛДКВЧТБЛМНЗ
МФТЧСБНПЖЛЧШГХР
БСЛНРГЛЦМБДФЖЦЖ
НБСМНПРЛКФХЦЧШП
ФЩМЖДШХЧМКБПРВС
КГШЛЦЗЧКЛНВДЩФТ
РМНПШЛЖЦСХРЗБЧВ
ШЧЖНБВДЗТГПЧХБК

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд читает с гласной [а], второй ряд с гласной[о], третий ряд с гласной [у].

Следующий вид работы - чтение по таблице треугольник.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма, мо, му, мы, ми. Или смотрят на цифру и читают все слоги. Эффективным является упражнение на выделение ударного слога с последовательным переносом ударения с 4 на 2, а затем на 3 слог.

При подготовке к каждому уроку  просматривается текст, который будут читать учащиеся. Выбираются все слитные сочетания, представляющие сложность при чтении и выносятся в содержание фонетической зарядки. Например: в «Азбуке» встретятся слова: строитель, стройка, строить. Подготовительные упражнения будут включены в фонетическую зарядку.

Запись на доске с переносом ударения стра- стра-стра; стро-стро-стро; стру-стру-стру.

Обучающиеся уточняют правописание каждого слова, его значение, устно составляют предложение с каждым словом.

В период обучения грамоте используются различные игры и упражнения, которые включаю после фонетической зарядки.

«Лесенка»

Все слова в предложении разбиваются на слоги. Первый ряд читает по указке слоги без пауз. Второй ряд читает слоги с соблюдением пауз между словами.

Например: ко за Зин ка чи та ет га зе ту

Спрашиваю у детей: «Что они заметили?» Затем слова отделяем друг от друга чертой. «Что получилось?» (предложение)

- Сколько слов? Чего здесь не хватает? Дети исправляют «ошибки».

«Путешествие в слово»

Последняя буква одного слова является началом другого слова.

Например :лисицарбузима

Игры на развитие внимания и памяти:

1. На доске выставляю слоги (не менее 4). Дети читают, затем прошу их опустить голову на стол, закрыть глаза.

- Какой слог я убрала? Запишите его (АТ ИТ ЕТ УТ)

2. Показываю слоги с мягким согласным, а дети записывают с твердым согласным (НА_НЯ)

Таким образом, мы создаем условия для творчества ученика. Нарастанию активности этого процесса служат упражнения.

  • Упражнение с путешествующим слогом: На магнитной доске находится множество фрагментов слов, а так же передвижные слоговые карточки. Задание: найдите карточку со слогом, прочитайте слог. Заставьте этот слог путешествовать так, чтобы получилось слово.
  • Упражнение со слогами в куче: На магнитной доске располагаются наиболее часто употребляемые карточки со слогами. Они «рассыпаны» и образуют как бы беспорядочную кучу. Задание: составить слова с буквой Б или М и т.д.

3. Упражнение с закрытыми слогами

Учитель на доске печатает одно под другим наиболее оттренированных в чтении и хорошо знакомых детям слова. Вторая часть слова закрывается полоской из плотной бумаги так. Чтобы детям видны были только начальные слоги.

Задание: прочитайте слог, подумайте, как может звучать слово, которое начинается на этот слог? Откройте второй слог, прочитайте слово.

Следующим звеном между работой над слогом и развитием речи служат игры.

4. Игра «Придумай слово»

Например со слогом (жи); слово, в котором слог (ка)первый, в середине слова, в конце.

«Слоговой аукцион»

На карточке слог, с которым нужно придумать слова. Выигрывает тот, кто называет слово последним.

Игра «Угадай-ка»

Нужно назвать сказочного героя, который начинается на слог (БУ  МА и т.д.)

Игра «Собери слова» 

Дети должны из слогов собрать слова и раскрасить каждое слово в свой цвет

ма

сли

ня

виш

гру

ли

ша

на

ва

Игра «Найди слово»

П - - - Г - - - - И - - А - - - З - - - К - - С - - - П

плуг

иволга

ампула

знак

колос

сноп

гантели

пятак

ириска

астра

звук

класс

серп

гири

пирог

изба

арбуз

замок

квас

сироп

грабли

Игра «Назови слово»

Дети, изменяя слово, должны назвать конечное слово

г о р к а
к -  -  -  -
-  -  - м
-  -  - а
г  -  -  -

(горка, корка, корм, кора, гора)

Для того, чтобы повысить технику чтения используются упражнения, направленные на развитие зрительной памяти, внимания. Этому способствует «фотографирование» различного рода картинок, предметов, карточек. Обучающиеся за 10 секунд должны запомнить все, что изображено на картинке. Учитель убирает картинку, а ученики называют как можно больше предметов, которые запомнили. Можно провести такие задания:

- найди лишнюю букву (а, о, у, в, ы)

- найди лишний слог (бо, но, ро, мы, со, ко)

- найди лишнее слово:

река

 

 

речка

 

 

ручей

 

 

ручка

 

 

ручеек

слон

 

  

лев

 

  

мак

 

  

тигр

мала

  

  

моль

  

  

   мила

  

  

мила

- раздели слова на две группы: корова, воробей, коза, соловей, овца, заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец...

  • из какой сказки слова? - Я, мышка норушка...
  • собери стишок: в карточке записаны слова вразброс или строчки перепутаны
  • угадай словечко: корзи.. ботин..

Очень хорошо развивают поле зрения таблицы «Шульте». Работа выполняется за 10 секунд. Таблицу изготавливают дети на уроках технологии или с помощью родителей. По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученики считают про себя, указывая карандашом цифры или буквы. При работе с таблицей пользуемся памяткой.

Памятка.

1. Как можно быстрее назовите все числа по порядку, указывая их карандашом.

2. Старайтесь запомнить расположение сразу двух, трех следующих друг за другом чисел.

3. Помни, глаза смотрят в центр таблицы, видят всю ее целиком.

1

9

5

10

3

16

14

18

12

7

8

23

6

25

15

17

20

24

2

21

4

11

19

22

13

  

А

К

Е

З

В

Ж

Н

С

М

П

Р

Г

Т

Б

И

Л

Ц

О

Ф

Х

Ч

Д

У

Щ

Ё

В формировании у детей навыков правильного и беглого чтения пользуемся слоговой таблицей, в которой каждый слог обозначен цифрами. (Приложение 2)

Вначале изучения букв, дети читают гласные по таблице, а затем слоги. Работа со слоговой таблицей предполагает систематическое включение разнообразных приёмов запоминания образа букв. Вот некоторые упражнения работы с таблицей.

  • Чтение слогов на определённую букву гласную:

НА, БА, КА, СА, РА,...

  • Чтение слогов на определённую букву согласную:

НА, НИ, НУ, НЫ,...

  • Чтение слогов вразброс, что способствует запоминанию образа слога:

НУ, КА, РИ, ЛЫ,...

  • Чтение слов. Например, проведение игры «Собери словечко».

а. Учитель молча показывает указкой на слоги в таблице (Ма, ши, на), ученики молча прочитывают слоги - «собирают слово», затем хором произносят его. Произносить прочитанное слово нужно дважды: сначала так, как пишут его (орфографически), затем так, как говорят (орфоэпически). Это помогает тому, что дети сразу фиксируют разницу между произношением слова и его написанием.

б. Расшифрование и печатание слов:

66, к, 2

КУКЛА

9, 124

ВАРЯ

52, 43, Й

СИНИЙ

ИГ, 4

ИГРА

Задание: Какие слова спрятались за цифарми? Напечатай, прочитай, объясни значение слов (задание читает учитель):

13, 123”

БАЯН

(Цифра с кавычками (”)

123”, 8, РЬ

ЯНТАРЬ

обозначает, что слог не прямой, а

46”, 4

ИКРА

обратный, например: 123-НЯ

123”-ЯН)

5. Зашифрование цифрами

В «Букваре» или «Азбуке» учитель указывает 2-3 слова. Пользуясь таблицей, надо эти слова представить в виде цифр, например:

река  

104, 6

ива    

  и, 9

около

  0, 26, 22

  • Чтение предложений.

а. Учитель молча показывает на слоги, буквы, ученики тоже молча, слово за словом, «собирают» их, затем произносят вслух сразу же предложение. Это могут быть пословицы, поговорки, загадки.

б. Расшифровывание (либо зашифрование) предложений.

ИГ, 4, 42

   107, 48

  В

   Ш, 26, 62

ИГРАЛИ

   ДЕТИ

  В

    ШКОЛУ.

Задание на дом: подобрать пословицу (поговорку) и зашифровать её для своего соседа.

Работа с таблицей способствует развитию у детей:

а) интерес к обучению, так как воспринимается как игра;

б) зрительной, слуховой памяти;

в) умение ориентироваться на пространстве листа;

г) навыков правильного и беглого чтения;

д) орфографической грамотности (если ребёнок сам «соберёт» слово, например, 32, Л, Н, 118-солнце, напечатает его, прочитает, то грамотное письмо ему гарантировано).

Предлагаем вашему вниманию тексты с заданием, которые очень нравятся детям. (Приложение 3)

Работая над текстом на уроках чтения можно выполнять следующие упражнения:

1. Губы.

Упражнение используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде: «Читать про себя» дети прикладывают палец левой руки.

2. Буксир».

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости учеников(20-40 слов в минуту). Дети читают тот же текст про себя, стараясь успевать. Проверку осуществляем путем внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановится на этом месте, показать слово (прочитать следующее слово) Упражнение вводится для развития скорости чтения в зависимости от содержания текста.

3.«Сравни».

Чтение домашнего и незнакомого текстов в сравнении( проверка скорости чтения) У обучающихся есть тетрадь учета скорости чтения. Где они 1-2 раза в неделю отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравниваем эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Это упражнение активизирует действенность обучающихся, так как они видят «свой рост» и убеждаются в том, что труд приносит успехи.

4. «Считаем слова».

При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В первом классе вопросов должно быть не более трех, во втором не более четырех, в третьем не более пяти. Цель этого упражнения: загрузить слуховой аппарат обучающихся посторонней работой-счетом слов. Обучающиеся лишены возможности читать текст про себя, то есть приучаются читать только глазами.

6. Игра «Буду поэтом»

Обучающимся предлагается сочинить стихотворение по данной рифме

  • ...не обижаю
  • ...приглашаю
  • ...угощаю
  • ...играю

Или закончить стихотворение «В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот...»

7. «Кто быстрее?» (групповая работа)

На парте рассыпают статьи, их в 3 раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик скользит по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не ставлю. Упражнение помогает в работе по расширению поля зрения, содержит игровые моменты.

В совершенствовании техники чтения помогают методика авторов Федоренко и Зайцева. На каждом уроке стараемся использовать такие приемы и методы:

а. Чтение за диктором

б. Чтение в парах

в. Чтение с отрывом взгляда от текста

г. Жужжащее чтение

д. Чтение в темпе скороговорки

8. Зрительные диктанты

Зрительные диктанты основаны на русских пословицах и поговорках, усиливают эмоциональный отклик, знакомят с народным фольклором, который обогащает речь, учит народной мудрости. При использовании наборов зрительных диктантов необходимо иметь в виду следующее:

  • Предложения диктантов должны быть написаны только печатными буквами.
  • Тексты обучающиеся пишут на листочках; листочки не проверяются и не возвращаются.
  • Читают диктанты дети молча; тренировки следует проводить ежедневно.

Мы предложили малую часть упражнений, игр, которые может провести учитель на уроке в период обучения чтению. Надеемся, что наши наработки помогут учителю заинтересовать ребенка, научить его читать и привить любовь к чтению.