Методическая статья об обучении в условиях внедрения ФГОС
Работа по формированию и развитию умений смыслового чтения
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. [6] Для развития навыков смыслового чтения у ребят предлагаю следующие задания.
Тема: «Физика и техника»
Прочитайте § 6.
Письменно ответьте на вопросы:
- Что характерно для физики с момента зарождения этой науки до наших дней?
- Докажите примерами из текста, что открытия в области физики имеют важное значение для развития техники.
- Перечислите этапы развития физики
- Внимательно прочитайте 2 абзац на с.18.
О каких космонавтах идет речь? Напишите заметку в школьную газету ко дню Космонавтики о вкладе этих людей в изучение космоса. Сделайте ее содержательной и интересной за счет дополнительного материала из других источников.
Выполнение четвертого пункта предлагаю сделать по желанию.
Тема: «Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет»
Оформите таблицу на двойном развернутом листе в клеточку.
Название таблицы: «Физические характеристики небесных тел».
Для заполнения таблицы используйте материал учебника с.83 и §.29, недостающую информацию найдите самостоятельно из других источников.
Название небесного тела | Происхождение названия небесного тела |
Расстояние от Солнца |
Диаметр |
Масса |
Средняя плотность |
Ускорение свободного падения |
Меркурий |
|
|
|
|
|
|
Венера |
|
|
|
|
|
|
Земля |
|
|
|
|
|
|
Луна |
|
|
|
|
|
|
Марс |
|
|
|
|
|
|
Юпитер |
|
|
|
|
|
|
Сатурн |
|
|
|
|
|
|
Уран |
|
|
|
|
|
|
Нептун |
|
|
|
|
|
|
Украсьте вашу таблицу рисунками на тему «Вселенная» (по желанию)
Интересных вам открытий!
После выполнения этого задания у ребят появляется справочник, которым можно пользоваться при решении задач, у учителя, в свою очередь, появляется возможность давать задания на составление задач, используя данные таблицы.
Работа по формированию и развитию экспериментальных умений.
Тема: «Скорость. Единицы скорости»
Экспериментальное задание: «Измерение средней скорости своего движения».
Инструкция по выполнению задания:
- Способом рядов измерьте среднюю длину своего шага, выразите длину в метрах: s1 = …м
- По дороге из одного пункта в другой сосчитайте количество шагов: n =…
- Определите расстояние, которое Вы проходите от одного пункта до другого: s =…м
- Измерьте время, за которое пройдено это расстояние, выразите его в секундах: t = …с
- По формуле для вычисления средней скорости, рассчитайте среднюю скорость своего движения.
- Сравните скорость своего движения со скоростями в таблице 2 на стр.48 твоего учебника. Сделайте вывод о том, скорость каких тел меньше и скорость каких тел значительно больше.
- Оформите в тетради отчет о проведении эксперимента.
Тема: «Давление твердых тел»
Работа в группах. Ребята делятся на группы. Каждый дома индивидуально выполняет задание, но результат выполнения представляет группа.
Ситуация: группе туристов необходимо пройти через подвесной мост.
Формулировка задания:
Впереди вас ожидает полноводная река,
Вброд ее вы не пройдете:
Глубока и широка!
В ситуации такой - для вас мостик подвесной!
Но постойте, не спешите,
Эту надпись вы прочтите:
«Осторожно! pmax = 100 кПа»
Как пойдете по мосту?
Вместе все? По одному?
Что же нужно вам измерить,
Чтобы не пойти ко дну?
Инструкция по выполнению задания
- Измерьте массу своего тела. m =…кг
- Определите вес тела: Р =…Н
-
Измерьте площадь подошвы вашей обуви.
Поставьте обувь на лист клетчатой бумаги и обведите контур той части подошвы, на которую опирается нога.
- Сосчитайте число полных квадратиков, попавших внутрь контура, и прибавьте к нему половину числа неполных квадратиков, через которые прошла линия контура. Полученное число умножите на площадь одного квадратика (1/4 см²) и найдите площадь подошвы.
S = ….см² =….м² - Вычислите, какое давление вы производите при ходьбе и стоя на месте.
- Оформите в тетради отчет о проведении эксперимента.
Придумайте способ перехода вашей команды через мост!
Удачи!
Критерии оценки выполнения задания:
- Определена масса тела (+1б)
- Найдено значение веса тела (+1б)
- Самостоятельно найден способ определения площади подошвы (+1б)
- Определена площадь одной подошвы (+1б)
- Вычислена площадь опоры двух подошв (+1б)
- Правильно сделан перевод единиц измерения площади в СИ (+1б)
- Написана верно формула для определения давления твердого тела (+1б)
- Рассчитано давление тела при ходьбе (+1б)
- Рассчитано давление тела, стоя на месте (+1б)
- Предложен способ переправы через мост для всей команды (+1б)
Итог: максимальная сумма баллов - 10
- Оценка «5» -10 б
- Оценка «4» - 8-9 б
- Оценка «3» - от 5 до 7б
- Оценка «2» - ниже 5 баллов
Проектная деятельность
Умения, которые формируются при работе над проектом: ставить цель и задачи, выбирать вид деятельности; определять содержание работы, ее составные части и порядок выполнения; искать источники информации, находить в них сведения, выполнять работу, оформлять проект; писать отчет, делать к нему презентацию; работать индивидуально, в паре, в коллективе. [1]
В начале изучения темы ребятам предлагаю темы проектов, устанавливаю сроки выполнения проекта, раздаю памятки с требованиями к готовому проекту и критериями оценивания, которыми они пользуются на протяжении всего учебного года. Ниже приведены темы проектов к различным разделам курса физики.
Тема: «Строение вещества»
- Зарождение и развитие взглядов о строении вещества (форма представления: схема, таблица, текст). Если идет речь в тексте об ученом, обязательно наличие его портрета, указать годы его жизни.
- История открытия броуновского движения.
- Роль диффузии в процессах жизнедеятельности человека.
- Роль диффузии в процессах жизнедеятельности животных и растений.
- Диффузия и ювелирные украшения.
- Зависимость скорость протекания диффузии от температуры. (спланировать эксперимент, описать каждый шаг эксперимента, сфотографировать и приложить к работе фотографии), можно выполнить в виде презентации.
- Викторина по теме: «Строение вещества» (составить вопросы и задачи, использовать иллюстрации)
- Написать сказку, дать ей название, сопроводить ее иллюстрациями.
Вживитесь в образ частицы вещества, и напишите от ее имени повествование, в котором нужно отразить вопросы: молекулярное строение вещества, движение и взаимодействие частиц, агрегатные состояния вещества.
Тема: «Трение в природе и технике»
- Трение в жизни растений и животных
- Вязкое (жидкое) трение.
- Трение при ходьбе.
- Трение на Луне.
- Мир без трения.
- Трение в спорте.
- Трение и извлечение огня.
- Подшипники и трение.
Тема: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
- Создание модели действующего фонтана.
- Применение сообщающихся сосудов.
- Способы уменьшения и увеличения давления твердых тел.
- Практическое применение закона паскаля.
- История открытия атмосферного давления.
- История воздухоплавания.
- История судостроения.
- Создание модели летающего змея.
- Создание модели воздушного шара.
Тема: «Простые механизмы»
- Великий Архимед и его простые механизмы.
- Рычаги в теле человека.
- Виды блоков и их практическое применение.
- Изготовление модели простого механизма.
- Рычаги в живой природе.
Творческие задания
Творческие задания способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задания выполняются на добровольных началах и стимулируются учителем высокой оценкой и похвалой. [7]
Тема: «Рычаги в технике, быту и природе»
Работа выполняется на листе формата А4
Порядок выполнения работы:
- Напишите название механизма.
- Нарисуйте выбранный вами механизм. (Рисунок должен быть четким, отображающим все рабочие узлы устройства, выполнен карандашом с применением масштаба)
- Отметьте точку опоры, покажите точки приложения сил. Изобразите приложенные силы с помощью векторов.
- Изобразите плечи сил.
- Рассчитайте выигрыш в силе, который дает этот механизм.
- Укажите область применения.
Тема: «Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое» правило механики»
После изучения темы урока ребятам предлагается написать сочинение-рассуждение.
Существует легенда, что Архимед, восхищенный открытием правила рычага, воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!»
Получится ли у Архимеда осуществить задуманное? Аргументируйте свою точку зрения.
Тема: «Опыт Торричелли»
Рассказать об опыте Торричелли от первого лица. Например: «Я, Эванджелиста Торричелли……и т.д.»
Сколько желающих появляется рассказать об этом опыте! Сколько артистов среди наших учащихся! А ведь эту информацию полезно запомнить, потому что в тестах ОГЭ часто встречаются задания и текстового характера, и качественные задачи с опорой на знания об этом опыте.
Интересные задачи
Такие нестандартные задачи можно найти на сайтах дистанционных олимпиад в свободном доступе, а также взять из числа тех, которые предлагают авторы-составители Всероссийской олимпиады школьников. После урока по выполнению лабораторной работы №1, я предлагаю детям следующие задачи, которые они выполняют с большим интересом:
1. Начав изучение физики, семиклассник Василий учится определять цену деления измерительных шкал. На одной из проверочных работ ему предоставили четыре мензурки, частично заполненные водой.
Помогите Василию определить суммарный объём воды, налитой в эти мензурки. Ответ выразите в мл, округлив до целых. [2]
2. На дне мензурки, наполненной водой, лежал железный кубик. Его вынули, в результате чего уровень воды в мензурке понизился так, как показано на рисунке.
Чему стала равна высота столба воды в мензурке? Ответ выразить в миллиметрах, округлив до целых. [4]
По моему мнению, такие разные по способу выполнения домашние задания стимулируют у учащихся интерес к изучаемому предмету на данном этапе обучения, способствуют росту самостоятельности, познавательной активности, а главное у ребенка возникает желание выполнить предложенную учителем работу.
Список использованной литературы
- Браверман Э.М. Учимся и учим думать и создавать. Создаем исследования и проекты, задачи и тесты, конспекты и тезисы, рефераты, рецензии и эссе, рекламы и игры, справочники, изобретаем. Советы изучающим и преподающим физику… и не только. Практическое пособие для учащихся и педагогов школ, колледжей, лицеев. – М.:ИЛЕКСА, 2011.-192с.; с ил. (Серия «Развивающее учение».Кн.3)
- Веселые мензурки Конкурс по физике 7 класс, 1 сезон [Электронный ресурс] URL: https://foxford.ru/o/olympiads/5/tasks (дата обращения 10.08.2018)
- В мире трения [Электронный ресурс] URL: http://class-fizika.ru/tren.html (дата обращения 10.08.2018)
- Переградуировка шкалы Конкурс по физике 7 класс, 4 сезон [Электронный ресурс] URL: https://foxford.ru/o/olympiads/158/tasks/1799 (дата обращения 10.08.2018)
- Перышкин А.В. Физика. 7кл.: учебник:/А.В.Перышкин.-3-е изд., доп.-М.:Дрофа,2014.-224с.:ил.
- Пуляевская А. Смысловое чтение и стратегии его реализации. [Электронный ресурс] URL: http://nitforyou.com/semantic-reading/(дата обращения 10.08.2018)
- Система домашних заданий как средство повышения качества знаний учащихся [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/statya-domashnee-zadanie-kak-sredstvo-povisheniya-kachestva-znaniy-uchaschihsya-796079.html (дата обращения 10.08.2018)