Интегрированный урок (информатика и ИКТ + география) по теме «Применение электронных таблиц MS Excel при изучении особенностей транспортных систем регионов и стран современного мира»

Разделы: География


Тип урока: Комбинированный (урок закрепления и усвоения новых знаний)

Образовательная цель:

  • помочь учащимся самостоятельно оценить уровень развития транспортных систем отдельных регионов и стран современного мира;
  • закрепить навыки решения задач и способы визуализации числовых данных в MS Excel.

Развивающая цель:

  • развивать умения определять цели и задачи своей деятельности и применять их на практике;
  • развивать умение быстрой обработки информации с помощью MS Excel;
  • развивать способности самостоятельного поиска и анализа представляемого материала, творческого самовыражения при составлении диаграмм.

Воспитательная цель:

  • продолжить формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;
  • продолжить формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной  деятельности.

Технологии обучения:

  • интегрированное обучение;
  • информационно-коммуникационная технология;
  • здоровьесберегающая технология.

Методы обучения на уроке: частично-поисковый, проблемный, компьютерное моделирование, деятельностный.

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, взаимопроверка в парах.

Оборудование: атласы для 10 класса, рабочие листы, оценочные листы, мультимедийный проектор, презентация в среде PowerPoint, персональные компьютеры, табличный процессор Microsoft Excel.

Структура комбинированного урока:

1. Организационный этап.

2. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Практическая работа.

6. Закрепление изученного.

7. Подведение итогов урока.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный этап (1 мин)

Слайд 1 (заставка презентации)

Учитель географии: - Здравствуйте, ребята, мы рады вас видеть!

Учитель информатики: - Здравствуйте, ребята, садитесь.

Учитель географии: - Начать наш урок мы хотим с высказывания нашего земляка, выдающегося русского учёного Николая Дмитриевича Зелинского.

Слайд 2

«Овладевай всей широтой человеческих знаний,
не замыкаясь в одной узкой специальности».

Николай Дмитриевич Зелинский

2. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание (1 мин)

Слайд 3

Учитель географии: - Сегодня у нас интегрированный урок и мы предлагаем вам показать всю широту ваших знаний  и умений по двум предметам информатике и географии.

- Один очень известный журнал предложил мне написать статью о транспорте.

Слайд 4

Статья называется «Особенности транспортных систем регионов и стран современного мира».

Но в статье не хватает  анализа отдельных параметров транспортных систем.

Технический редактор журнала Ольга Сергеевна посоветовала мне обратиться к вам за помощью.

Учитель информатики: Нам с вами нужно будет выполнить анализ некоторых данных.

Вопросы:

  1. С помощью, какой программы мы можем это выполнить? (MS Excel)
  2. Что из себя представляет этот документ? (книгу)
  3. Из чего она состоит? (по умолчанию из 3-х листов, которые можно добавлять, удалять, перемещать и переименовывать)
  4. В каком виде могут быть представлены данные на листе? (в виде таблиц, диаграмм, графиков)
  5. Каким образом мы можем построить диаграмму? (На текущем листе и на новом)

Слайд 5

Учитель географии: - Тема нашего интегрированного урока звучит так: «Применение электронных таблиц MS Excel при изучении особенностей транспортных систем регионов и стран современного мира».

Слайд 6

Итак, цель урока:

  • Провести анализ параметров транспортных систем регионов и стран современного мира применив навыки решения задач и визуализации числовых данных в MS Excel.

3. Актуализация знаний (5 мин)

Устный фронтальный опрос учащихся.

Учитель информатики:

1. Каков алгоритм построения диаграммы? (заполнить таблицу данных, выделить значения, по которым строится диаграмма, выбрать пункт главного меню Вставка-Диаграмма или кнопку «Мастер диаграмм» и последовательно выполнить шаги Мастера)

2. Какие данные могут содержаться в ячейке? (числа, текст, формула)

3. Формула всегда начинается со знака … (равно)

4. Каким образом мы записываем формулу? (используя ссылки, которые бывают относительные, абсолютные и смешанные)

5. Данные из одной ячейки в другую можно скопировать … (с помощью буфера обмена, с помощью маркера автозаполнения)

4. Первичное усвоение новых знаний (5 мин)

Учитель географии:

- Я предлагаю вам ознакомиться с содержанием моей статьи.

- Внимательно прослушайте информацию.

Слайд 7

Мировая транспортная система - совокупность всех путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств.

Слайд 8

Мировая транспортная система не является внутренне однородной. В ней принято выделять транспортные системы регионов и отдельных стран, каждая из которых имеет свои особенности.

Слайд 9

Особенности региональных транспортных систем отражают:

  • уровень социально-экономического развития,
  • отраслевую и территориальную структуру хозяйства,
  • плотность и характер размещения населения,
  • степень участия в международных экономических отношениях,
  • особенности исторического развития,
  • природные факторы (выход к морю),
  • размещение природных ресурсов.

Слайд 10 Для развивающихся стран характерно преобладание одного–двух видов транспорта.

Слайд 11-12 Во многих странах еще продолжают существовать гужевые и вьючные перевозки.

Слайд 13 Транспортная сеть развивающихся стран унаследовала от колониальной эпохи низкий технический уровень, грунтовое покрытие на автодорогах.

Слайд 14 Некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют. Транспортные системы этих стран отражают общую территориальную структуру хозяйства. В большинстве случаев дороги лишь соединяют районы добычи минерального сырья с портовыми городами.

Слайд 15 Транспортная система экономически развитых государств представлена всеми видами транспорта. Транспортная сеть имеет сложную конфигурацию. Её каркас образуют магистрали широтного и меридиального направлений.

Слайд 16 А транспортные сети отдельных стран имеют либо моноцентрическую конфигурацию, либо полицентрическую.

Слайд 17-19 Для транспортной системы экономически развитых стран характерны высокий технический уровень развития.

Слайд 20-21 высокое качество автодорог.

Слайд 22  высокие требования к качеству транспортного обслуживания, к повышению его регулярности, комфортности и безопасности.

Слайд 23 Для сравнения возьмём несколько региональных транспортных систем.

Это региональные транспортные системы – Северной Америки, Зарубежной Европы, Центральная и Восточной Азии, Южной Азии, Тропической Африки, стран СНГ.

Слайд 24 Давайте ознакомимся, по каким параметрам вы будете оценивать транспортные системы разных регионов.

Параметры:

- Плотность автомобильных дорог (км/1000км²)

Слайд 25  Плотность дорог – это отношение длины всех автомобильных дорог к территории страны.

Слайд 26 - Уровень автомобилизации (авт./1000 жит.)

Слайд 27 Уровень автомобилизации населения рассчитывается из показателя среднего количества индивидуальных легковых автомобилей, приходящихся на 1000 жителей.

Слайд 28 

  • Протяжённость ж/д путей (км)
  • Протяжённость высокоскоростных магистралей (км)
  • Грузооборот морских портов (млн.т)
  • Ежегодный пассажиропоток аэропортов (млн.чел)

Слайд 29 Для того, чтобы вы смогли выполнить работу в срок, вы разделитесь на 2 группы: группа жёлтых и группа зелёных.

Вывод о проделанной работе вы записываете в рабочий лист.

В лист самооценки записываете свой результат работы.

5. Практическая работа (20 мин)

А теперь выполните задания на компьютерах.

Учитель информатики: инструктирует учащихся перед выполнением задания.

Присаживаемся за компьютеры:

  • за чётными - жёлтые,
  • за нечётными – зелёные.

Вам необходимо будет обработать данные, с учётом вашего задания, которые хранятся в вордовском документе «данные для расчётов» на рабочем столе. Нужно будет выбрать соответствующую информацию, после чего внести её в таблицу и обработать в соответствии с условием вашего задания.

Задание № 1 (жёлтые)

  • Вычислить плотность автомобильных дорог (км/1000км²)
  • Построить гистограмму.
  • Страну-лидер выделить жёлтым цветом.

Вывод запишите в рабочий лист.

Задание № 1 (зелёные)

  • Вычислить уровень автомобилизации (авт./1000 жителей)
  • Построить гистограмму.
  • Страну-лидер выделить зелёным цветом.

Вывод запишите в рабочий лист.

Слайд 30-31 Давайте проверим, какую диаграмму увидит читатель (сравнение с эталоном).

Слайд 32

Задание № 2 (жёлтые)

Построить линейчатую диаграмму протяженности железнодорожных путей (км).

Страну-лидер выделить жёлтым цветом. Вывод запишите в рабочий лист.

Задание № 2 (зелёные)

Построить линейчатую диаграмму протяженности высокоскоростных магистралей (км).

Страну-лидер выделить зелёным цветом.

Слайд 33-34 Давайте проверим, какую диаграмму увидит читатель (сравнение с эталоном).

Динамическая пауза. Гимнастика для глаз

Слайд 35

Задание № 3 (жёлтые)

Построить диаграмму "Грузооборот морских портов".

Задание № 3 (зелёные)

Построить диаграмму "Пассажирооборот крупнейших аэропортов".

Слайд 36-37

Давайте проверим какую диаграмму увидит читатель (сравнение с эталоном).

Выставите себе оценку в оценочный лист.

6. Закрепление (3 мин)

Учитель географии: Пересаживайтесь за столы. Обменяйтесь информацией с соседом по парте. Переверните листы и заполните пропуски.

Заполните пропуски.

1. Наиболее высокого уровня достигли региональные транспортные системы ______________ и ____________.

2. В зависимости от природных факторов, размещения населённых пунктов, месторождений полезных ископаемых, размещения производительных сил _____________ транспортных сетей различна.

3. По уровню автомобилизации лидирует ______________.

4. По плотности (густоте) автомобильных дорог лидирует регион_________________.

5. От колониальной эпохи страны _________________ и ___________ унаследовали низкий технический уровень транспортной сети.

Региональная транспортная система _____________ по большинству показателей занимает последнее место.

Поменяйтесь с соседом по парте проверочными листами. Сравним с правильным ответом на слайде.

Слайд 38

7. Подведение итогов урока (1 мин)

Слайд 39

- Цели урока достигнуты?

Возьмите оценочный лист «Таблица успеха» и выставите себе оценки по географии и информатике.

Поднимите руки у кого пять? У кого четыре? Листы сдайте учителю.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)

Слайд 40

Домашнее задание

по географии:

  1. прочитать стр. 110-112 учебника;
  2. по желанию составить кроссворд.

по информатике:

  1. составить задачу, в которой нужно определить плотность населения в каждом районе Республики, данные взять из Интернета;
  2. по составленной задаче построить таблицу и диаграмму.

9. Рефлексия

Слайд 41

С каким настроением ты уходишь с урока?

- Возьмите смайлик и приклейте на наше дерево настроения.

  • я доволен своей работой на уроке.
  • на уроке работал хорошо, но могу ещё лучше.
  • я не доволен своей работой на уроке.

Слайд 42

Урок окончен. Счастливого пути!