Проект: краткосрочный.
Проект: патриотический.
Цель проекта: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
- познакомить детей с достопримечательностями древнерусского города Переславля-Залесского, расположенного по туристическому маршруту «Золотое кольцо»;
- способствовать развитию восприятия прекрасного, развитию речи, памяти, расширению кругозора;
- способствовать формированию интереса к отечественной культуре и истории, воспитанию любви к Родине.
Форма: виртуальное путешествие.
Оборудование:
- Презентация Microsoft PowerPoint;
- Выставка наборов открыток с видами городов Золотого кольца;
- Старинные деньги;
- Лэпбук;
- Работы обучающихся;
- Патефон, грампластинки;
- Цветная бумага, картон.
Предварительная работа: беседы о достопримечательностях Переславля-Залесского; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; изготовление лэпбука; репетиция сценки «Указ императора».
Актуальность проекта
Актуальность проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса изучить свой родной край, расширить, систематизировать знания обучающихся о городах Золотого кольца России. Поддерживая стремление детей к творчеству, проект поможет им пополнить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их в жизни, пережить радость открытий, побед и успеха.
План реализации проекта
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
Подготовительный этап |
|||
1 |
Подбор методической литературы |
педагог |
|
Основной этап |
|||
2 |
Беседа «Города Золотого кольца» |
педагог, обучающиеся 4-5 классов |
|
3 |
Беседа «История основания города Переславля-Залесского» |
педагог, обучающиеся 4-5 классов |
|
4 |
Просмотр и обсуждение презентации «Достопримечательности Переславля-Залесского» |
педагог, обучающиеся 4-5 классов |
|
5 |
Просмотр и обсуждение презентации «Храмы города» |
педагог, обучающиеся 4-5 классов |
|
6 |
Просмотр и обсуждение презентации «Музеи города» |
педагог, обучающиеся 4-5 классов |
|
7 |
Изготовление лэпбука «Переславль-Залесский» |
педагог, обучающиеся 4-5 классов |
|
8 |
Заучивание стихов |
педагог, обучающиеся 4-5 классов |
На протяжении реализации проекта |
9 |
Творческая работа «Рисуем достопримечательности города» |
педагог, обучающиеся 4-5 классов |
На протяжении проекта |
10 |
Творческая работа. Подготовка сценки «Указ императора» |
педагог, обучающиеся 4-5 классов |
|
11 |
Репетиция сценки, стихов |
педагог, обучающиеся 4-5 классов |
|
Заключительный этап |
|||
12 |
Виртуальное путешествие в Переславль-Залесский. |
педагог, обучающиеся 4-5 классов |
|
Ход мероприятия
Педагог: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые родители. Ребята, мы долго готовились к нашему проекту, учили стихотворения, собирали информацию о достопримечательности города Переславль-Залесский, рисовали, изготовили лэпбук. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Золотому кольцу России. Золотое кольцо России-это знаменитый туристический маршрут протяженностью более 1000 километров, который проходит по древним городам Владимиро-Суздальской и Московской Руси. В Золотое кольцо входят восемь основных городов: Сергиев Посад, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль,
Владимир и Переславль-Залесский. Все они, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе они составляют сокровищницу русской культуры.
Обучающийся 1:
На просторах Руси не счесть
Городов и больших и малых.
На земле Ярославской есть
Город зорь и закатов алых.Только здесь я дышать могу
Под огромным куполом синим,
На Плещеевом берегу
Здесь мой дом и моя Россия.Ты - ровесник седой Москвы,
Ты - частица российской славы,
Загляделись вглубь синевы
Православных соборов главы.В этом городе всё моё -
И река, и озёрные сини,
ПЕРЕСЛАВЛЬ для меня поёт
Малым колоколом России.
Педагог: Примерно на половине пути из Москвы в Ярославль находится красивый старинный город Переславль-Залесский, по которому мы с вами совершим виртуальное путешествие. (Слайд 1)
Обучающийся 2: Город основан в 1152 году Юрием Долгоруким. На гербе изображены две золотые сельди и лев, как символ мудрости и силы. (Слайд 2)
Обучающийся 3: Этот город знаменит тем, что в нем много монастырей и соборов. Посмотрите, какие они величественные, сколько в них силы и мощи! Горицкий Успенский монастырь виден отовсюду, потому что он находится на горе.
(Слайд 3). В настоящее время в нем расположился крупнейший в России провинциальный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, в котором представлены полотна Шишкина, Маковского, Коровина и других мастеров русской живописи.
Обучающийся 4:
Засверкали впереди
Купола церквей его…
А налево погляди -
Озеро Плещеево!
Обучающийся 5: Есть в Залесском заповедном крае то, что отличает его от других городов Золотого кольца,- одно из самых крупных озер Верхнего Поволжья - Плещеево озеро. (Слайд 4). На его берегах создан Национальный парк-чудесное и живописное место, где можно увидеть земляные валы древнего города Клещина, Ярилену плешь (Александрова гора), Синь-камень, удивительной красоты озеро…
Обучающийся 6: За Синь-камнем с давних времён закрепилась слава чудодейственного.( Слайд 5). Говорят, что он исцеляет и исполняет желания. По легенде Синь-камень живой и «не убиваемый». Сколько ни пытались жители Переславля-Залесского от него избавиться - закопать или утопить его, он всё равно всегда возвращался к подножию Александровой горы.
Обучающийся 7: К северу от города, на возвышенном берегу Плещеева озера, расположился Никитский монастырь. Это древнейший монастырь в городе. Он основан в начале 12 века.
Обучающийся 8: Переславль-Залесский имеет необычайно интересную, насыщенную событиями историю.
А над этой красотой,
Сказочной, былинной,
В дымке нежно-голубой
Городок старинный…
Там собор из тех времен
Спас Преображенский -
В нем когда-то был крещён
Александр Невский!
Обучающийся 9: В 1220 году родился прославленный полководец Александр Невский. Жители не забыли имя великого полководца. На Красной площади князю Александру Невскому благодарные земляки установили памятник.
Обучающийся 10: От древнего города, строительство которого завершил сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский, сохранились только земляные валы и Спасо-Преображенский собор (1157 год). Храм предельно прост и скромен, но сколько в нем силы и мощи! В соборе похоронены сын и внук Александра Невского.
Педагог: Также здесь можно посетить музеи, коллекционирующие самые необычные предметы. А какие это предметы, изделия, вы должны угадать из загадок.
Гладит все, чего касается,
А дотронешься - кусается.
Обучающиеся: утюг.
Педагог: Да, это Музей утюга. В нем весело рассказывают о бытовых предметах. В данном случае - об истории утюга. (Слайд 6)
Пузатый, носатый
На печке сопел.
Потом вдруг нечаянно
Песню запел...
Обучающиеся: чайник.
Педагог: Верно, это Музей чайника. (Слайд 7). В коллекции выставлено более 130 уникальных экспонатов, собранных в разных уголках нашей страны. Медные, фарфоровые, мельхиоровые чайники и чайнички.
Есть послушный коробок.
Удивительный дружок.
Включишь – громко говорит.
Тумблер повернёшь – молчит.
Обучающиеся: радио.
Педагог: Музей радио, где собрана замечательная коллекция радиоприёмников. (Слайд 8)
Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелек.
Обучающиеся: деньги.
Педагог: В Музее истории денег собрано много уникальных, старинных монет. (Слайд 9)
Застрочит, как пулемёт,
Платье новое сошьёт.
Обучающиеся: швейная машина.
Педагог: Здесь представлены старинные швейные машины. (Слайд 10)
Музыкант, певец, рассказчик,
А всего - кружок да ящик.
Обучающиеся: граммофон.
Педагог: Именно здесь вы сможете совершить увлекательное путешествие в мир музыки, познакомиться с историей появления фонографов, патефонов, граммофонов и грампластинок. Вы узнаете, как устроен сам аппарат и как рождается звук. (Слайд 11)
Обучающийся 11:
Городок сам в три шага,
Но не заскучаете!
Здесь музей есть Утюга!
Есть музей и Чайника!Старинный паровоз
С именем «Кукушка»
Пар пускал из-под колёс
И чихал, как пушка.
Педагог: В Переславле-Залесском расположился единственный в России Музей узкоколейных железных дорог. Паровоз «Кукушка». (Слайд 12)
В музее «Рождение сказки» вы узнаете предысторию зарождения русской сказки и познакомитесь с её главными героями. Ведь сказка-это не только красивая история со счастливым концом. В далекие времена наши предки относились к сказкам как к методу воспитания детей. Известная русская пословица гласит: « Сказка -ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И это правда, однако, значение сказки одним только воспитательным моментом отнюдь не ограничивается. Сказка для любого народа – это еще и воплощение многовековой народной мудрости. (Слайд 13)
Обучающийся 12: А ещё в Переславле-Залесском есть Музей-усадьба «Ботик Петра I» это уникальный и живописный музей России. (Слайд 14). Он расположен всего лишь в 4 километрах от Переславля-Залесского на юго-западном берегу Плещеева озера. История его возникновения связана с юношеским периодом Петра I. Здесь в конце ХVII столетия царь задумал строительство так называемой «потешной» флотилии, заложив таким образом основы русского военно-морского флота. До наших дней сохранилось единственное судно - бот «Фортуна». Местное предание гласит, что это судно построил сам Петр.
Давайте представим, что мы находимся сейчас во дворце Петра 1.
Сценка «Указ императора»
Петр 1:
Издаю сей указ.
Писарь записывает указ: Я, император всея Руси,
Великая, Малая и прочая.
Повелеваю создать и сохранить русскую флотилию, построить корабль и назвать его «Фортуна».
Все записал?
Писарь: Да, мой император.
Писарь обращается к сидящим в зале людям:
Слушай, честной люд, указ императора.
Петр 1 повелевает создать и сохранить русскую флотилию.
Построить корабль и назвать «Фортуна».
Педагог: Ребята, сейчас мы с вами будем строителями корабля. (Из бумаги дети делают аппликацию корабля «Фортуна»).
Педагог: Молодцы, ребята!
Рефлексия
Обучающийся 12:
Путь огромный за спиной!
Но как много мы узнали
О стране своей родной!
Мы узнали, как находчив,Как силён был наш народ,
Как сумел он край наш отчий
Уберечь от всех невзгод.А какие он богатства
Мог руками сотворить!
Нам такого в жизни, братцы,
никогда не повторить!Нужно много потрудиться,
Нужно многое понять,
Чтоб однажды научиться
Что-то дивное создать.Где родился ты - не важно!
Все мы из страны одной!
Только важно для всех граждан
Изучать свой край родной.
Педагог:
А теперь пора и к дому!
Путешествию конец
По кольцу, по Золотому!
Кто был с нами - молодец!