Глоссарий урока: внутреннее и внешнее кровотечение, гематома, капиллярное, венозное, артериальное кровотечения.
Цели урока: научить учащихся распознавать виды кровотечений и оказывать первую помощь при кровотечениях.
Тип урока: изучение нового материала с элементами формирования практических навыков.
Методы обучения: проблемного изложения, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР о видах кровотечений, жгуты, палочки для закруток, косынки.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты:
- перечислять виды кровотечений, их признаки и способы остановки:
- уметь оказывать первую помощь при кровотечениях.
Личностные результаты (УУД):
- оценивать экстремальную ситуацию и принимать решение, понимать важность оказания своевременной помощи.
- проявлять познавательный интерес, направленный на изучение кровообращения человека.
Метапредметные результаты (УУД)
- Познавательные УУД: анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию, полученную на основе самонаблюдений и жизненного опыта, строить логическую цепочку рассуждений.
- Регулятивные УУД: контролировать собственную деятельность и оценивать ее результаты, вносить коррективы в ее выполнение, эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.
- Коммуникативные УУД: полно и точно выражать свои мысли, уметь аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог.
Ход урока
1. Организационный этап и проверка знаний
Работа по карточкам. Биологический диктант.
1) Большой круг кровообращения начинается –
2) Малый круг кровообращения начинается –
3) Сердце человека расположено в –
4) Створчатые клапаны в сердце расположены между –
5) Полулунные клапаны в сердце расположены между –
6) Сокращение желудочков сердца продолжается – с
7) Общее расслабление сердца продолжается – с
8) Основные артерии транспортирующие кровь к легким –
9) Функции лимфатических узлов –
10)Стенки левого желудочка сердца толще, чем правого, потому что –
11)Малый круг кровообращения проходит через –
12) Легочные вены впадают в –
13) Артериальное давление в норме в состоянии покоя –
14) Назовите артерии организма, на которых можно прощупать пульс –
15) Частота и сила сердечных сокращений увеличивается под действием –
2. Актуализация знаний и изучение нового материала
При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.
Кровотечение, как один из признаков повреждения сосудов, известно человеку с незапамятных времен.
Гиппократ – детально описал некоторые приемы остановки кровотечения. В России Пирогов (1863 г) детально разработал вопросы перевязки сосудов. Потеря 10–15 % крови от общего объема опасна для здорового человека развитием осложнений – ухудшается работа сердца и других жизненно важных органов, нарушаются обменные процессы, возникает угроза жизни.
Просмотр ЦОР о видах кровотечений.
Беседа по вопросам
1) По каким признакам можно различить венозное и артериальное кровотечение?
2) Кратко сформулируйте основные правила наложения жгута. Чем можно объяснить омертвление тканей конечностей, если наложенный жгут не ослабляют в течение длительного времени?
3) Как остановить кровотечение с помощью закрутки?
4) Чем опасно внутреннее кровотечение?
5) Как правильно оказать помощь при кровотечении из носа?
6) Врачи утверждают, что правильная обработка раны препятствует возникновению осложнений и почти в три раза сокращает время ее заживления. Объясните почему.
- перевязку раны необходимо проводить чистыми, вымытыми руками ,использовать стерильные перевязочные материалы (бинт, вату, марлю).
- раны рекомендуют обрабатывать 5% раствором перекиси водорода, а поверхность вокруг обрабатывать йодом.
3.Дифференцированно-групповая работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы
Кровотечения, виды, признаки, первая помощь.
Вид кровотечения? | Какие сосуды повреждены? |
Признаки |
Первая помощь |
|
|
|
|
4. Закрепление нового материала
Практические задания выполняются учащимися в группах. На партах перевязочный материал, жгуты, закрутки, подручные средства.
Учащиеся оказывают первую медицинскую помощь, необходимую в описанных ситуациях.
Ситуация 1. При мытье стеклянной пробирки один ученик разбил ее и порезался. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения. Окажите первую помощь.
Ситуация 2. На перемене мальчики из 8 а бегали на перегонки. Случайно задев друг друга, ребята упали. Один сильно повредил локоть. Рана обширная, кровоточит вся ее поверхность. Определите вид кровотечения. Окажите первую помощь.
Ситуация 3. Ребята во дворе играли в футбол. Один из мальчиков повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздем. Из раны фонтанчиком вытекает ярко-алая кровь. Определите вид кровотечения. Окажите первую помощь.
Ситуация 4. На уроке музыки у ученика внезапно начала течь кровь из носа. Какими будут ваши действия. Окажите первую помощь.
Рефлексия
- Сегодня на уроке я узнал –
- Сегодня на уроке я научился –
- Сегодня на уроке я познакомился –
Домашнее задание: §25.