Сейчас термин «проект» связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией этих результатов.
В своей практике метод проектов я рассматриваю как деятельность, которая поддерживает детскую познавательную инициативу. Ребенку проще и интересней усваивать знания об окружающем через собственные действия. Дети учатся самостоятельно получать знания, ориентироваться в «море» информации, а это значительно повышает качество образовательного процесса и позволяет воспитать деятеля и созидателя, а не исполнителя и потребителя.
Для меня, как и для всех участников образовательного процесса, проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Что в наше время, дефицита живого общения, очень важно.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Выбор темы – это первый шаг в работе над проектом. Я активно использую познавательный интерес детей, для выбора темы проекта. На вечернем сборе в пятницу, голосованием, или вытягиванием темы из «волшебного мешочка», мы определяем тему следующего проекта. Используя метод трех вопросов, дети решают, как будет проходить работа над проектом, уточняют свою, детскую цель проекта. Второй шаг– работа педагога, это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая, коммуникативная и т.д. На этапе разработки содержания игр, прогулок, наблюдений, творческий студий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание уделяется организации среды в группе.
Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность.
Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя детей и родителей, начинается третий этап – его практическая часть, реализация. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.
Для активизации познавательного интереса детям предлагаются проблемные ситуации, различные методы поиска информации, развивая тем самым пытливость ума. Четвертым и заключительным шагом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта: тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет, макетов, лепбуков.
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в активном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо не предоставлять информацию в готовом виде, а наводить ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и вовлечь детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с вниманием и помощью.
Метод проектов для меня – это самый оптимальный, инновационный и перспективный метод, который, по моему мнению, должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.