Цель: способствовать формированию математических навыков у детей путем создания познавательной атмосферы на занятии, использование разнообразных информативных методов, воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, заботливое отношение к малышам, умение помогать им.
Методы и приемы: создание проблемных ситуаций, поисковые вопросы, хоровые и индивидуальные ответы детей, напоминание.
Оборудование: карточки, предметные картинки, сундучок-копилка, конверты для игр, ножницы, клей, цветной картон, самоклеющаяся бумага, видеоаппаратура для просмотра слайдов.
Ход занятия
Дети проходят в группу, звучит музыка на тему школы.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему звучит эта песня? Правильно скоро мы с вами попрощаемся, и вы пойдете в школу. Ваше место займут малыши, как вы думаете, что мы можем оставить или подарить на память (ответы детей). Я считаю, что вы неплохо подготовились к школе и вы можете подарить нашим малышам свои игры, книги, тетради, карточки, схемы по которым мы учились. Куда же мы с вами все это сложим? Давайте мы подарим им математический сундучок-копилку
Воспитатель: Я тоже приготовила для них хитрые задачки, смогут ли они решить их? Попробуйте вы на них ответить:
- Сколько ножек у стола?
- Кто больше слон или лошадь?
- Если есть одну сливу, что останется?
- Какой формы наша планета Земля?
- С чего начинается урок в школе?
- Сколько орехов в пустом стакане? (ответы детей)
- А теперь каждый из вас изготовит «хитрую» (задачи-карточки на логические решения) задачу сам, и задаст вопрос гостям, ну и поможет им ответить (дети приклеивают разные картинки на карточки по принципу «найди лишний предмет, четвертый лишний, что изменилось, продолжи ряд» придумывают, задание и задают вопрос соседним командам).
Воспитатель: Сложим ваши карточки в конверт, а как же мы эту игру назовем? (ответы детей « найди лишний» «хитрые задачки»).
- Чтобы научится малышам считать и решать примеры, что мы для них можем сделать или приготовить? (ответы детей)
- Правильно числа и цифры.
- Давайте попробуем их приготовить (дети изготовляют карточки с цифрами и числовым составом из самоклеющей бумаги).
- Как же их можно обыграть? (дети предлагают обыграть карточки с цифрами).
- Посчитай от 1-10 на татарском языке и обратно на русском;
- Назови соседей числа 1, 4, 8, 2;
- Назови число предыдущее числа 8, последующее 6;
- Увеличьте число 5 на 1, уменьшите число 6 на 1;
- Назови четные и нечетные числа;
- Посчитай 2-ками до 20, 10-ками до 100.
- Как мы назовем эту игру? («волшебные числа»)
Воспитатель: А как вы думаете, что же мы сейчас будем готовить для малышей?
Правильно задачи. Давайте вспомним структуру задачи:
Условие, Вопрос, Решение, Ответ.
Если известны части, а целое неизвестно, какое действие мы выполняем? Правильно, сложение.
Если известно целое и одна часть, другая часть неизвестна, какое действие выполняем? Правильно, вычитание.
- Каждая команда составляет свою задачу и задает вопросы другим командам.
- Сложим задачи в математический сундучок.
Воспитатель: Ну, а чтобы наши малыши хорошо ориентировались на листе бумаги, мы с вами составим план по схеме- чертежу «Как пройти к домику под номером 1.2,3..»
- А теперь каждая команда загадает свой дом, а другие отгадывают.
Воспитатель: А какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей).
А я загадала фигуру:
- это не синий квадрат,
- это не зеленый треугольник
- это не красный круг
- это не коричневый прямоугольник
- это не фиолетовый ромб
- это не розовый овал, какую фигуру я загадала?
Правильно это - желтая трапеция.
- А теперь посчитайте сколько треугольников в прямоугольнике?
- А теперь вы попробуйте составить свои любые геометрические фигуры из треугольников (дети из треугольников составляют любые геометрические фигуры).
- Как назовем это задание для малышей? «волшебные фигуры».
Физминутка «Буратино»
Воспитатель: А чем измеряется площадь фигуры - кв см, массу – кг, а объем? Правильно, нам нужна мерка. Давайте за мерку мы с вами возьмем стаканчики, которые вы умеете мастерить, и измерим объем посуды, сколько же в него помещается гороха.
Вспомним наше правило:
- чем больше мерка, тем меньше объем
- чем меньше мерка, тем больше объем.
Ну вот и подошло наше занятие к концу:
- Какие времена года вы знаете?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько дней в месяце?
- Сколько недель в месяце?
- Сколько дней в неделе?
- Назови дни недели на татарском языке?
- Какой 5 день недели, , что идет за понедельником?
- Назовите части суток?
- Сколько часов в сутках?
- Чтобы наши малыши также хорошо ориентировались во времени, мы приготовим им карточки с циферблатом часов и нарисуем на карточках время, указанное на экране 1, 3, 4, 5,8,9, а они проведут стрелки к цифрам, обозначающая время на часах.
Воспитатель: Сундучок у нас получился весомый и теперь его можно подарить малышам, чтобы они всему научились всему перед школой.