Ролевая игра как один из приемов создания искусственной иноязычной среды на занятиях по иностранному языку

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: ролевая игра


На уроках иностранного языка, цель которых научить учащихся общаться с носителями этого языка, без ролевых игр обойтись нельзя. Они популярны и нравятся учителям и учащимся, на что есть очень важные причины.

Положительный эффект использования игр и игровых приемов на занятиях очевиден. Коммуникативные игры не только выполняют важную роль в усвоении лексических и грамматических структур, но и развивают у учащихся навыки частично подготовленной речи или неподготовленной (спонтанной), что жизненно необходимо для общения на иностранном языке.

Постоянно поддерживать интерес к изучению иностранного языка - задача каждого преподавателя. Если на занятиях скучно, то это будет проблемой и обучающихся и преподавателя. На начальной стадии обучения обучающиеся любят иностранный язык и хотят изучать его. Постепенно интерес падает, так как им становится трудно, а значит, и скучно. Чтобы устранить этот недостаток, надо развивать способности учащихся и создавать условия для раскрытия личности каждого обучающегося.

Ролевые игры помогают преподавателю раздвинуть границы аудитории и увести учащихся в мир реального использования иностранного языка, а значит, создает языковую микросреду.

Они позволяют учащимся на время занятия стать кем-то еще, другой личностью, а значит, им легче высказывать свое мнение. Они включают в себя игровые элементы, что является прекрасным контрастом с традиционными тренировочными упражнениями.

И конечно, ролевые игры помогают создать приподнятое настроение, эмоциональную, творческую атмосферу, которая усиливает познавательный интерес, а без него трудно добиться хорошего результата обучения.

Под ролевыми играми подразумеваются такие действия, как имитация, симуляция, моделирование ситуаций, драматизация. [8:8]

Имитация и стимуляция играют важную роль в усвоении учащимися лексических и грамматических структур, что будет показано в описании игр, и подготавливают учащихся к общению в различных социальных и культурных ситуациях.

Бесспорным значением ролевых игр является их роль в развитии воображения, в обретении уверенности при вступлении в беседу с носителями языка; в развитии умений продолжить разговор, брать интервью, проводить опрос общественного мнения, что способствует расширению знаний учащегося и формирует у него культуру поведения.

Ролевая игра - это деятельность, в которой объединены мысль и чувство, игровой и артистический элементы. Она позволяет учащимся оказаться в жизненной ситуации в конкретный момент, преодолеть волнение и почувствовать уверенность. Ролевая игра помогает развить навыки учащихся в общении, способствует их творческой деятельности, формирует независимое мышление, умение обмениваться репликами и доказывать свою точку зрения, создает рабочую атмосферу на занятии, когда каждый учащийся вовлечен в решение каких-либо проблем.

Выбирая ситуации для ролевых игр, педагог, конечно, должен учитывать возраст, интересы учащихся и их уровень знаний иностранного языка. Преподаватель может предлагать несколько ситуаций на выбор, имея большой список тем, которые волнуют учащихся.

Интересны конфликтные моменты, которые нужно решить в ходе игры.

Например:

- В ресторане посетители заказывают блюдо из меню, а этого блюда уже нет.

- Человек проехал на такси, а кошелек оставил дома и т.д.

Для любой ролевой игры требуется подготовительная работа. Прежде всего, педагог подбирает материал для ролевой игры. Это могут быть статьи из газет, видеоматериалы, тексты учебника и т.д. Можно брать для ролевой игры страноведческий материал (достопримечательности, традиции, обычаи разных стран).

Материал должен быть занимательным, доступным, соответствовать возрасту учащихся; желательно, чтобы проблема, поставленная в сценарии ролевой игры, сделала ее напряженной и интересной.

Еще одним условием проведения ролевой игры является учет знания учащимися лексики. При необходимости, преподаватель может упростить материал, что поспособствует стимулированию учащихся к активному обсуждению.

В коммуникативных играх на начальной ступени обучения лексика ролевой игры может быть подготовленной заранее. Тренировать новый лексический материал можно с помощью повторения реплик и разыгрывания микродиалогов. Ролевые игры помогут учащимся свободно употребить новый лексический материал. Это позволит развить чувство уверенности в различных знакомых и незнакомых ситуациях.

На любой ступени обучения необходимо дать учащимся конкретную информацию, сформулировать задачу. В ролевой карточке должны быть представлены, без которых полноценное общение будет невозможным.

Например:

1. Клиент пришел в турфирму, чтобы выбрать место для отдыха. Он разговаривает с сотрудником.

Первый может легко обойтись без информации, так как выбор за ним и он выражает то, что ему нравится и хочется: место, где бы он хотел отдохнуть, условия проживания, культурную программу и т.д.

Сотрудник турфирмы должен иметь несколько вариантов, куда можно поехать, с информацией о стоимости отдыха и списком достопримечательностей [2;9-10].

2. Турист у кассы железнодорожного вокзала или аэропорта.

У играющего роль кассира должны быть сведения о маршруте, расписании, цене билетов, о городах, через которые идет поезд, о возможной пересадке.

Распределение ролей происходит либо по желанию преподавателя, либо учащихся.

При подготовке к ролевой игре преподавателю важно проверить уровень знаний лексики учащихся и степень усвоения грамматики. Если преподаватель видит заинтересованность учащихся в игре, можно сразу же начинать ее, если же нет, то надо уделить внимание и время подготовке игры или даже продемонстрировать ее элементы или эпизоды. Если преподаватель даст роли как домашнее задание, то это может придать уверенности учащимся.

Не рекомендуется исправлять ошибки сразу после ролевой игры, т.к. учащиеся должны испытать чувство удовлетворения от проделанной работы, а исправление ошибок может произвести отрицательный эмоциональный эффект. Сначала следует обсудить, чему учащиеся научились, что им понравилось, а затем приступить к исправлению и обсуждению ошибок. Непринужденное общение всех участников игры с учителем в атмосфере игры помогает учащимся обсуждать серьезные жизненные ситуации.

Полезно показать учащимся, как в игре использовать мимику и жесты, если кто-то из участников игры плохо владеет иностранным языком.

Прежде чем приступать к описанию ролевых игр, нужно сделать выводы и подчеркнуть еще раз их значимость в процессе обучения иностранным языкам и создании комфортной иноязычной среды на занятиях:

  • Учащиеся чувствуют удовлетворение от общения на иностранном языке и убеждаются в пользе и необходимости знаний иностранного языка. Любой положительный опыт общения на иностранном языке-это мотивация для его изучения.
  • Общение в ролевой игре предполагает использование разговорных фраз, полезных в повседневной жизни. Эти фразы помогают поддержать разговор, выразить свое мнение.
  • Ролевые игры помогают совершенствовать навыки понимания речи на слух и использования языка как средство общения.
  • Ролевые игры способны создать благоприятную психологическую обстановку на занятии и положительный эмоциональный настрой у всех участников.
  • Ролевые игры выводят учащихся из стен классной комнаты в атмосферу реальной жизни, давая им шанс пообщаться не с одноклассниками или одногруппниками и преподавателем, а с другими людьми.
  • Они позволяют учащимся стать другой личностью, получить шанс общения в любой ситуации, что позволяет им легче и свободнее высказывать свое мнение.

Выводы: В ходе проведения теоретического исследования было установлено:

1) Для создания искусственно-иноязычного окружения необходимо наличие творческой образовательной среды считается такая среда, которая способствует формированию личности, характеризующейся активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков. Такая среда способствует успешному развитию не только неординарной личности, но и иноязычной коммуникативной компетенции за счет создания мотиваций к участию в процессе изучения языка и стремления реализоваться как индивидуальность.

2) Понятие языковой развивающей среды включает как собственно языковое окружение, так и физическое окружение студента на занятиях (предметная среда). Предметная среда привлекает учащегося, стимулирует его живой интерес к иностранному языку. Общение на иностранном языке, организованное преподавателем в рамках предметной среды, становится значимым как для учащихся, так и для преподавателя. Такая среда носит интерактивный характер.

3) В процессе обучения иностранным языкам и создании комфортной иноязычной среды на занятиях весьма значимую роль играют ролевые игры на занятиях по иностранному языку. Общение в ролевой игре помогает совершенствовать навыки понимания речи на слух и использования языка как средства общения. Ролевые игры способны создать благоприятную психологическую обстановку на занятии и положительный эмоциональный настрой у всех участников.