«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок.»
Х.К.Андерсен
Цели: осознать и осмыслить новую учебную информацию о половом размножении цветковых растений.
Методы обучения (по Ю.К.Бабанскому):
- метод стимулирования и мотивации (метод эмоционального стимулирования, метод учебного стимулирования);
- методы организации и осуществления учебных действий и операций - перцептивные методы (передача и восприятие учебной информации посредствам чувств);
- наглядные (использование средств наглядности);
- аудиовизуальные (метод демонстраций).
Средства:
- дидактический материал для организации самостоятельной работы (карточки с заданием), комнатные растения - фиалка узамбарская, препаровальные иглы, бумага, карандаши, фломастеры, краски;
- компьютерная презентация, составленная в программе PowerPoint;
- ТСО - ПК, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр.
Форма организации работы учащихся: групповая.
Тип мастерской: мастерская построения новых знаний.
Ход мастерской
1. Сонастройка
Приветствие
Настройка на изучение новой темы, создание положительной эмоциональной среды
Добрый день, уважаемые коллеги! Хотите поднять себе настроение? Поверьте, для этого нет лучшего средства, чем свидание с цветами.
Песенка о хорошем настроении.
Если вы, нахмурясь, Выйдете из дома, Если вам не в радость Сегодняшний денек,- Пусть всем улыбнется, Как своим знакомым Самый лучший в мире Маленький цветок Пр-в: Мы сегодня с вами |
Пр-в: Пр-в: |
2. Индукция
Индуктор - стихотворение «ФИАЛКИ» (слайд №1)
Фиалки цветут на окне
Сиреневым ярким цветом.
С утра улыбаются мне,
Они солидарны с летом.Пусть осень романсы поёт
И листья с деревьев срывает.
Пусть дождь со снегом идёт
И грусть меж домами летает.Фиалки цветут для души,
Как раз на мои именины,
Свежи и так хороши
Ещё по-детски ранимы.Цветочки, как мягкий шёлк,
Листочки - зелёный бархат,
Кусочек нежности - в долг:
Красиво, приятно и ярко.
Дорогие коллеги, пусть сегодня эти цветы поднимут вам настроение!
Эпиграф нашего занятия (слайд №2)
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок.»
Х.К.Андерсен
3. Актуализация знаний
Фронтальная работа
Вопрос: 1. Хотите иметь такой цветок у себя дома? Добро пожаловать в нашу мастерскую «Рождение цветка» (формирование групп) (слайд №3)
2. Что для этого нужно сделать? Вегетативное размножение листьями? Семенами - где взять? Как получить семена? - цель нашего занятия.
Для этого нам нужно: (задачи) (слайд №4) познакомиться со способами опыления у цветковых растений, приспособлениями растений к различным способам опыления, с особенностями полового размножения у цветковых растений, образованием у них плодов и семян.
3. Итак, тема нашего занятия: «Половое размножение цветковых растений» (слайд №5)
I этап - вспомним строение цветка (слайды №6-9)
- Для кого важна красота цветка и для чего?
- Привлекает насекомых, а для чего? Они опыляют растения.
- А что такое опыление? (слайд №10)
- Для образования плодов и семян необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика.
II этап - Произведем искусственное опыление фиалки узамбарской
А поможет нам дипломированная участница Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» Ракович Варвара ученица 8 класса МКОУ «Большетерновской СШ».
Для этого препаровальной иглой вскрывают пыльник и, взяв пыльцу на конец иглы, переносят ее на рыльце пестика цветка другого растения.
На цветонос необходимо повесить легкую бумажную этикетку, на которой простым карандашом отмечают схему и дату скрещивания. Коробочке с завязавшимися семенами дают полностью созреть (надо подождать полного подсыхания плодоножки, на это уходят месяцы – необходимо терпение).
Свежесобранные семена фиалок сразу высевать нельзя, их выдерживают не менее месяца.
Итак, поздравляю вас! Вы стали участниками научно-исследовательского проекта «Скрещивание фиалок узамбарских»!
Что же будет происходить дальше? (образуются плоды и семена)
Но сначала должно произойти оплодотворение. Что такое оплодотворение? (слайды №11-15)
4. Социоконструкция - работа в группах
Задание группам:
Биологическая задача:
Учёные провели эксперимент. Цветки гороха и яблони, когда они находились в фазе бутона, накрыли марлевыми мешочками. После цветения у гороха образовались плоды, а у яблони нет. Почему? Выдвиньте научные гипотезы. По схематичному рисунку определите, какой тип опыления характерен для гороха, а какой для яблони.
А. Слова для вставки: самоопыление, перекрестное, пшеница, вишня, картофель, клубника
Таблица № 1
Таблица №2
А все ли растения опыляются насекомыми? (ветром) (демонстрация ветроопыляемых растений).
Б. Сравните ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения.
Таблица №3
Название признаков
|
Признаки цветов |
|
ветроопыляемые растения |
насекомоопыляемые растения |
|
пыльца |
|
крупная, тяжёл, липкая, на |
нектар |
|
|
запах |
|
|
размер цветка |
|
|
окраска |
|
|
время цветения растений |
|
во время распускания или |
Слова для вставки:
- лёгкая, мелкая, сухая, поверхность пылинки ровная, образуется очень много
- крупный или соцветие
- яркая, заметная
- мелкие
- невзрачные
- до распускания листвы
- (+) или (-)
5. Межгрупповая социализация, афиширование
Самопроверка таблиц. (слайды №16, 17)
6. Подведение итогов мастерской
Закрепление.
Подведем итог. Составьте интеллект-карту по теме занятия.
Слова для вставки: ветром, искусственное, насекомыми, естественное, самоопыление, перекрёстное.
Взаимопроверка интелект-карт по эталону (слайд №18)
7. Разрыв
Внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому.
Домашнее задание (слайд №19)
Творческое задание на выбор, по желанию:
- Решите биологические задачи:
Капитан одной команды КВН предложил капитану другой команды установить логическую связь между звеньями цепи:
клевер - шмели - мыши - численность кошек в деревне.
Как вы думаете, какую логическую связь между звеньями цепи установил капитан второй команды.
Народная мудрость гласит: «Нет сада без пасеки, а плодов - без пчёл. Каков её биологический смысл?
- Напишите сочинение от имени цветка или любого животного на тему «Как мне повезло!»
Рефлексия
Как и цветы, мы разные!
Что чувствовали вы сегодня на занятии, что переживали?
Скажите, разве можно поставить оценку за радость?
Нет, конечно.
А скажите, вы красоту увидели?
- Говорят, красота в глазах того, кто смотрит. Спасибо вам за то, что вы смогли сегодня многое увидеть!
А я увидела, как раскрылся каждый, кто был причастен к рождению своего цветка.
Закончить занятие мне бы хотелось отрывком из стихотворения нашего поэта В.Хайрулина “Люби природу”.
Люби природу, и она вознаградит,
За доброту - добром благодарит.
Пока жива природа - живы мы,
Об этом помнить я и ты должны.
Не нужно предугадывать и прогнозировать, ценность величия заключается в том, чтобы делать Слово не простым сотрясением воздуха, а реальным инструментом изменения мира к лучшему…