Интегрированное занятие по рисованию для детей 4–5 лет "Зайка серенький стал беленьким"

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Задачи:

  • Учить детей передавать образ зайчика в совместной игровой и творческой деятельности, используя разнообразные средства выразительности (цвет, движение, ритм).
  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - тычок жесткой кистью, учить видоизменять образ зайчика (летнюю шубку менять на зимнюю), используя данный метод.
  • Развивать воображение, образное мышление, чувство доброты, желание помочь животным.
  • Воспитывать интерес к познанию природы, установлению причинно-следственных связей и отражению полученных впечатлений в изодеятельности.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о сезонных изменениях в природе, способах приспособляемости животных.
  • Рассматривание и сравнение изображений зайцев в летней и зимней "шубках".
  • Чтение произведений о зайчиках.
  • Отгадывание загадок о лесных животных.
  • Проведение с детьми игры "Зайчики и лисичка".

Материалы, инструменты, оборудование:

  • Незавершенная композиция "Осенняя полянка" для выполнения коллективной детской работы.
  • Мнемотаблица и изображением признаков осени.
  • Силуэты зайчиков, вырезанные из бумаги серого цвета для каждого ребенка.
  • Силуэты сугробов, заснеженных "шапок" деревьев, вырезанные из бумаги белого цвета.
  • Шапочки зайчиков детям.
  • Шапочка лисы для педагога.
  • Гуашь белого и черного цвета.
  • Кисти из щетины
  • Влажные и матерчатые салфетки.
  • Баночки с водой.
  • Игрушки серого и белого зайчиков.
  • Музыкальный материал.
  • Исскуственные елки.
  • Мольберты.
  • Сладкое угощение для детей.

Ход занятия

1. Оргмомент

Под музыку дети входят в зал и рассаживаются на стульчики. Приветствие, настрой на работу.

2. Рассказ педагога

- Ребята, а вы любите сказки? (Да)

- Сейчас я расскажу вам сказку, которую придумала сама.

(Педагог берет игрушку серого зайчика и проигрывает всю сказку вместе с игрушкой.)

"Жил-был в лесу серый зайчик. (Показ) Серый резвился, прыгал на полянке да и забот не знал. Все ему в друзья годились: и березка, и клен, и рябинка. Но однажды выскочил зайка на полянку, да друзей своих не признал. (Педагог подносит зайчика к полянке) У березы листочки пожелтели, у клена - покраснели, у рябинки ягодки созрели. И только елочки совсем не изменились, по-прежнему зеленеют их иголочки.

- Уж не заболели ли они? - испугался зайчик.

- Почему ты пожелтела? - спросил он у березки.

- Осень пришла, - зашептала березка.

- Почему ты покраснел? - спросил он у клена.

- Осень пришла, - заскрипел старый клен.

- "Что за зверь такой - осень?" - испугался зайчик и прибежал к нам из леса.

- Осень пришла! Спасайся кто может! - закричал зайчик.

- Что за зверь такой осень? - спросил зайка.

- Ребята, давайте успокоим зайчика и расскажем ему, что происходит осенью?

3. Работа с мнемотаблицей

Дети перечисляют осенние изменения в природе (рисунки в таблице)

  1. Листья на деревьях меняют свой цвет (желтеют, краснеют).
  2. Солнышко появляется реже, чаще облачно, идут дожди.
  3. Созревают овощи и фрукты.
  4. Насекомые спрятались.
  5. Животные готовятся к зиме: делают запасы, утепляют свои норки.
  6. Птички улетают на юг.
  7. Похолодало, люди стали теплее одеваться.
  8. Ветренно, деревья к концу осени стоят без листвы.
  9. Звери меняют свои "шубки" к зиме.

- Молодцы, ребята! Так что, зайка тебе тоже надо готовиться к зиме.

- Зачем? Моя шубка и так хороша. (Вопрос к детям)

(Зайчик меняет свою шубку с серой на белую и, зимой на белом снегу, его не увидят охотники и хищные звери)

4. Подвижная игра с элементами театрализованной деятельности "Зайчики и лисичка"

- Давайте немножко отдохнем. Зайчик приглашает нас на свою лесную полянку. Согласны?

- Повертелись, покружились и в зайчишек превратились.

(Детям одевают шапочки зайчиков и они выбегают на ковер. На ковре стоят искусственные елки. Под музыку педагог исполняет песенку, а дети её инсценируют. Роль лисы исполняет педагог.)

По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-попегайки. (Дети свободно прыгают на полянке, между елочек)

Зайки серые сидят,
Ушки серые торчат.
Вот какие ушки
Ушки на макушке. (Дети садятся под елочки, прячутся от лисички)

Вдруг бежит лисичка,
Рыжая сестричка,
Ищет, где же зайки,
Зайки-побегайки. (Педагог одевает маску лисы и ищет зайчиков)

Музыка заканчивается, лиса убегает, не найдя зайчиков.

- Хорошие у нас получились зайчики, ловкие, быстрые.

- Повертелись, покружились и в ребяток превратились. (Дети снимают маски и садятся за столы)

5. Практический показ

- Молодцы, ребята! Помогли зайчикам спрятаться от лисички под елочками, но придет зима, зайчику будет сложнее спрятаться.

- Давайте поскорее поможем зайчикам поменять шубки с летной на зимнюю.

 Педагог прикрепляет к мольберту силуэт серого зайчика и показывает способ рисования жесткой кистью:

  • кисти из щетины не окунают в воду перед рисованием,
  • набирать гуашь необходимо, держа кисть вертикально тычкообразными движениями,
  •  наносить тычки на силуэт зайчиков нужно как можно ближе, закрашивая таким способом всю поверхность,
  •  после рисования кисть необходимо промыть и осушить её о тряпочку.

Глазки и носик зайчику можно нарисовать пальчиками, набрав черную гуашь. (Показ педагогом)

6. Самостоятельная работа детей. Составление коллективной композиции

- А теперь подготовим свои ручки (дети выполняют вместе с педагогом).

Зарядка для рук.
Держим кисточку, вот так!
Это сложно? Нет, пустяк!
Вправо, влево, вверх, вниз
Закружилась наша кисть.
А потом, а потом, кисточка бежит кругом
Завертелась как волчок,
За тычком идет тычок!

Под музыку дети рисуют, педагог помогает. Пальчиками дети ставят глазки и носик.

По ходу выполнения детьми творческой задачи, педагог размещает силуэты зайчиков на изменившейся лесной полянке. После того, как все зайчики размещены на полянке, педагог завершает рассказ сказки.

"Наступила зима. И березку, и клен одела она по-своему желанию в белые пушистые шубки. На белой полянке скачет, резвится наш знакомый зайчишка, да только шубку его не узнать".

Педагог показывает игрушку белого зайчика.

Зайчик благодарит детей за помощь и угощает их лесной рябинкой (сладкое угощение).

Дети уходят в группу, моют руки и лакомятся угощением зайки.