На данный момент в России тенденции мирового развития привели к появлению «поликультурная среда». Более 50% детей в мире развиваются в условиях многоязычия.
В начальной школе многие дети начинают изучать русский язык вне языкового окружения.
Трудности в обучении русскому языку учащихся, не владеющих русским языком, связаны с мышлением которое опирается на родную речь. В данный момент таких детей в общеобразовательных школах около 20%. Материал, преподаваемый не на родном языке, усваивается с затруднением, происходит отставание и пробелы в знаниях, тем самым ученик не достигает высоких результатов. Для решения такой проблемы требуются усилия и учителя, и психолога, и логопеда и других специалистов.
Особенностью логопедической работы со школьниками-билингвами является то, что решение этих задач происходит с учетом принципов изучения русского языка как иностранного.
В работе необходимо придерживаться лексико-грамматического подхода к планированию и проведению данных занятий. На занятия изучаются все базовые параметры грамматики русского языка. Дополнительным средством обучения представляется использование различных компьютерных программ по введению в речь и закреплению антонимов, синонимов, притяжательных прилагательных, глагольного словаря.
На занятиях следует использовать: фронтальную работу с наглядно-практическим материалом, проводить работу в парах и по цепочке, выполнять действия по инструкции и название их, ролевое моделирование ситуаций, беседы и игры.
Работа с семьей начинается со сбора речевого анамнеза. Необходимо выяснить:
1. Развиваются ли два языка параллельно с самого рождения ребенка, или второй язык стал использоваться позже и с какого возраста он появился.
2. Кто основные носители данных языков.
3. В каких объемах и формах осуществляется общение на каждом из языков.
После этого на много легче определить реальные речевые особенности и определить зону ближайшего развития.
Родителей необходимо сделать своими союзниками. Активно включать их в жизнь детей.
Так же важно развивать у детей артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематический слух. Для этого следует использовать электронные тренажеры, готовые компьютерные обучающие программы из сетевых ресурсов.
Серьезным подспорьем в работе, обеспечивающим комплексное воздействие на разные стороны личности ребенка, является фонетическая ритмика. Данный метод применяется: на индивидуальных занятиях, подгрупповых, фронтальных занятиях.
Одной из эффективных находок на пути коррекции речевого дыхания, является метод БОС - биологической обратной связи. Он же эффективен при обучении грамоте.
Все приведенные приемы работы отображают системный подход в коррекции речи, учитывают связь развития речи со становлением всех психических функций ребенка.
Использованная литература
1. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М, 2000.
2. Михайлов М.М. О разновидностях двуязычия// Двуязычие и контрастивная грамматика. Чебоксары, 1987. С. 4-9.
3. Пойменова А.А. Лексическая ошибка в свете стратегий преодоления коммуникативных затруднений при пользовании иностранным языком: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. Тверь, 1999.
4. Филин Ф.П. Современное общественное развитие и проблема двуязычия// Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972. С.13-22.
5. Черниговская Т.В. Мозг билингва// Третьи Федоровские чтения. Университетское переводоведение. Вып. 3, 2002. С. 538-543.
6. Чиршева Г.Н. Введение в онтобилингвологию. Череповец, 2000.