Одной из главных причин трудностей обучения у учащихся с речевыми нарушениями является несформированность высших психических функций.
Одной из форм коррекционно-развивающего обучения могут быть интегрированные занятия, проводимые логопедом и психологом. Их особенностью является направленность на формирование универсальных учебных действий у логопатов (регулятивных, познавательных, коммуникативных), создание специальных условий, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с недостатками в развитии устной и письменной речи.
Следовательно, коррекционно-развивающая программа сопровождения учащихся с нарушениями речи должна быть направлена не только на коррекцию речи, но и на формирование и развитие у учащихся неречевых процессов. Результаты исследований подтверждают эффективность такого комплексного подхода.При отсутствии коррекции, направленной на формирование психических функций, развитие обучающихся идет медленно, утрачивается интерес к знаниям.
Психолого-логопедическое сопровождение помогает сформировать у учащихся приемы учебной деятельности и самоконтроля, развивать слухоречевое и зрительное восприятие и внимание, память, мышление мыслительные операции анализа, синтеза и сравнения, познавательный интерес, устранить речевую патологию. Таким образом, для ребёнка становится возможным и его дальнейшее успешное обучение в школе.
Психолого-логопедическое сопровождение начинается с обсуждения данных психологического и речевого обследования установления причин речевых нарушений, организации эффективной коррекционной деятельности. Логопед совместно с психологом, составляет взаимодополняющие развивающие программы, разрабатывает рекомендации и проводят консультации для педагогов и родителей, по вопросам психического развития детей с нарушениями речи.
При подборе заданий для диагностики уровня сформированности психических процессов, участвующих в операциях письма необходимо учесть основные проблемные зоны дошкольников с нарушениями речи:
- несформированность приемов учебной деятельности (планирование, самоконтроль, умения действовать по правилу, адекватность оценивания результатов своей работы);
- уровень развития произвольности, особенности восприятия стандартных инструкций (устных и письменных; простых, многоступенчатых);
- особенности развития эмоционально-волевой сферы (позднее созревание произвольности, эмоциональная незрелость, склонность к аффективному поведению;
- низкий уровень объема и распределения внимания;
- несовершенство зрительных дифференцировок;
- отставание в развитии графомоторных навыков;
- особенности латерализации,
Одна из главных составляющих совместной работы является подбор заданий и упражнений, в зависимости от поставленных коррекционных целей и задач.
Так для групп учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи логопед подбирает упражнения и игры, требующие вербализации. В первую очередь это игры, которые развивают словесно-логическое мышление.
Цели работы по развитию словесно-логического мышления у детей с НВОНР.
Формировать у детей умения:
- выделять существенные признаки понятий;
- устанавливать различные отношения;
- вырабатывать целенаправленность суждений;
- формировать умение оперировать смыслом, понимать переносный смысл.
Примеры упражнений по развитию словесно-логического мышления у детей с НВОНР [1, 2].
«Аналогии»
Цель. Формирование умения устанавливать связи между понятиями.
Инструкция. Даны два слова. Они находятся в определенной связи. (Надо подумать, почему они связаны.) Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое слово.
Нога- |
глаза |
«Найди лишнее словосочетание»
Цель. Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов.
Инструкция. Найди словосочетание, которое по смыслу не подходит к остальным.
Красный тюльпан, белая лилия, белая фасоль, белая ромашка, синяя фиалка. |
«Объясни пословицу»
Цель. Формирование способности оперирования смыслом.
Инструкция. Послушай (прочитай) пословицу и подбери к ней подходящую фразу, отражающую смысл пословицы.
Поспешишь — людей насмешишь | а) Клоун смешит людей |
«Многие логопедические упражнения являются полимодальными (развитие произвольного внимания и контроля, когнитивных функций, и, прежде всего, восприятия, внимания и памяти, улучшение мелкой моторики рук, формирование навыка правильного и осознанного чтения и др.), что положительно влияет на преодоление разных механизмов недоразвития устной и письменной речи.
В течение всего периода обучения дошкольников проводятся совместные диагностические мероприятия, позволяющие выявлять динамику роста учащихся-логопатов и эффективность комплексной коррекционной работы.
Библиографический список
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1997. - 224 с. (Практическая психология).
- Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. – М.: «Экзамен», 2009. - 125 с.
- Кузьмина Е.В. Бланковые методики в работе логопеда. Методическое пособие. – М.: Творческий центр «Сфера», 2009. – 64 с.