Опыт использования методов школьной медиации на начальной ступени образования

Разделы: Начальная школа


В данной статье определяется понятие «медиация». В статье исследуются особенности формирования службы школьной медиации в сфере образования, а также составлен комплекс упражнений для обучения учащихся медиативным техникам в начальной школе.

Ключевые слова: медиация, младшие школьники, служба школьной медиации.

Указом президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» разработаны мероприятия по созданию служб школьной медиации [1]. Медиация и медиативный подход является инновационным и реально работающим инструментарием в поиске решений задач по профилактике и коррекции поведения детей.

Исходя из имеющихся в научной литературе данных, школьная медиация трактуется как новейший подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования. Где метод школьной медиации предполагает максимальное вовлечение учащихся в так называемое позитивное общение, участие способствует развитию у детей социального, в первую очередь эмоционального интеллекта. Чуткость, сострадание, умение сопереживать – эти на первый взгляд естественные человеческие проявления сегодня все реже встречаются. Мы отмечаем, что роль детей – медиаторов заключается в том, чтобы помочь своим сверстникам с наименьшими потерями разрешить разногласия.

Исходя из вышепредставленных позиций, нами был составлен и апробирован комплекс упражнений по обучению медиативным техникам учащихся начальной школы. Комплекс включает игры, упражнения, арт-терапевтические техники.

«Знакомство» (игра с мячом). Учащимся предлагалось, передавая мяч называть имена и связанные с собой качества личности. Вариантов упражнения довольно большое количество, можно использовать названия фруктов, овощей, цветов, животных, растений и т.д. Цель игры заключалась в знакомстве с учащимися если они не знакомы или введение участников в более неформальный вид общения если они учащиеся одного класса.

Упражнение «Карандаши» направлено на развитие необходимых для сотрудничества и взаимопонимания умения, в игровой форме. Данные умения необходимы и для достижения успеха при работе в группе. Целью является обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе. Инструкция давалась следующая, необходимо было удерживать с закрытыми колпачками карандаши или ручки, зажатыми между пальцами стоящих рядом учеников. Участники упражнения не должны отпускать карандаши, синхронно выполнять задания. В конце происходило обсуждение вопросов: Какие действия должен выполнять каждый из учеников, чтобы карандаши не выпадали? На что ориентировались при выполнении этих действий? Как устанавливалось необходимое взаимопонимание? Рефлексия упражнения позволяла учащимся начальных классов самостоятельно сформулировать ответы о необходимости сотрудничества и эффективности общения в классе.

Упражнение «Бинго-формуляр» нацелено на демонстрацию способов установления дружеских связей. Для каждого участника упражнения раздавались карточки, в которых указаны утверждения о личностных качествах. Так, замкнутым, стеснительным учащимся давалась возможность в игровой форме начать разговор, установить алгоритм общения с новым человеком.

Упражнение «Неравные ресурсы» содержало задание на скорость, где три команды при разном количестве материалов, должны выполнить противоречивую инструкцию. Противоречивое формулирование задания участники истолковывают самостоятельно, для поиска решения.

Упражнение «Рисунок в паре» арт-терапевтическая техника, целью которой является развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения конструктивного взаимодействия. Главным условием являлось отсутствие договоренностей о теме рисунка, а также о запрете диалога во время работы. В конце происходила рефлексия о впечатлениях и способах невербальной коммуникации.

Таким образом, хотелось бы отметить, что предложенные упражнения направлены на то, чтобы учащиеся сами демонстрировали способы выхода из конфликтных ситуаций и показывали их другим сверстникам, и возможно даже близким родственникам, уже взрослым людям.

В заключение хочется подчеркнуть, что при использовании инновационных технологий в воспитании и обучении, медиативные технологии являются мощным средством в сфере применения, дающие эффективные результаты, способствуя развитию согласия и доверия учащихся на начальной ступени образования.

Список использованной литературы

  1. Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.
  2. Светохина Ю. Необычный оркестр // Школьный психолог. – 2009. - №11.
  3. Соловьева С.В. Школьная служба медиации как институт восстановительного правосудия / С.В. Соловьева Е.В. Ершова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – №3(2) – С.212-217.