Цель урока: познакомить учеников начальной школы с предметом химии.
Задачи урока:
А) Познавательные:
- для учеников начальной школы: дать определение понятию «вещество», познакомиться с химическими явлениями и признаками, их сопровождающими; определить области применения химических знаний в жизни человека;
- для участников урока-старшеклассников: изучить определение и состав некоторых комплексных соединений, способы их получения и свойства; научиться грамотно демонстрировать химический эксперимент; закрепить знания техники безопасности проведения различных экспериментов.
Б) Развивающие:
- познакомиться с правилами техники безопасности работы с едкими и ядовитыми веществами;
- обсудить понятие красоты и её содержания (на примере мира реактивов и продуктов реакций),а также категорий «добро» и «зло» в процессе работы «добрых» и «злых» волшебников;
- познакомиться с миром современной науки и её возможностями;
- показать результаты обучения старших школьников и определить путь достижения успеха в учёбе и развитии для учеников начальной школы;
В) Воспитательные: совместная практическая работа школьников начальной, средней и старшей школы (преемственность поколений)
Оборудование: компьютер, электронная доска, презентация, раздаточный материал на партах, ручки, бумажная снежинка, капля масла,колбы, химические стаканы, штатив, пробирки, выпарительная чаша, спички, шипцы тигельные, ложка фарфоровая, спички
Реактивы: раствор хлорида железа (III), вода, желтая кровяная соль (р-р), роданид калия (р-р), соляная кислота (конц.), аммиак (р-р), сода пищевая кристаллическая, йод кристаллический, раствор нитрата свинца, раствор йодида калия, дихромат аммония кристаллический, фторид натрия кристаллический, сульфат меди(II) раствор, гидрат аммиака, серная кислота (р-р), свеча.
Урок сопровождает компьютерная презентация.
Химические эксперименты проводят подготовленные мотивированные школьники (волшебники), обучающиеся в 9-х и 10-х классах (5-7 человек).
№ этапа |
Действующее лицо |
Содержание этапа |
Ремарки |
Планируемая деятельность учеников |
||||||||||
1 |
Учитель химии |
Добрый день, уважаемые гости! Сегодня вы пришли в кабинет химии, где получите свой первый урок. Меня зовут Людмила Юрьевна, я учитель химии, а помогать мне будут юные химики-волшебники, ученики нашей школы (семь волшебников)______(представляются). Итак, начнем. |
Приветствие |
Слушают |
||||||||||
Химия изучает окружающий мир. Эта наука появилась в Древнем Египте более 2000 лет тому назад. Все окружающие нас предметы, растения, животные – это физические тела. | Слайды "Тело и вещество". Слайд "Наука о веществах" |
|||||||||||||
2 |
Волшебники |
Вопрос к классу:
То, из чего состоит физическое тело, называют веществом. |
Поднимают руку
Волшебники демонстрируют физические тела |
Отвечают на вопрос и заполняют таблицу (ученик на доске) Записывают слово «веществах» |
||||||||||
3 |
Учитель химии |
Все вещества состоят из мельчайших, невидимых частиц. Эти частицы называются молекулы, атомы или ионы.Ученые-химики изучают строение веществ. Посмотрите, это модель молекулы воды, а это – уксусной кислоты. Каждое вещество имеет определенное строение. Прочитайте на вашем листе, какие вещества состоят из молекул? Из атомов? Из ионов? |
Вызывают ученика |
Ученик читает вслух |
||||||||||
4 |
Учитель химии |
В природе, в лаборатории, у вас дома на кухне, в наших организмах постоянно протекают химические реакции. |
Демонстрация опытов |
Смотрят, отвечают на вопрос |
||||||||||
Волшебники | Посмотрим, как друг с другом реагируют некоторые вещества: Волшебник_____ приливает к раствору нитрата свинца раствор йодида калия (пробирка закреплена в штативе) Что вы наблюдаете? (изменение цвета, выпадение осадка) То, что вы наблюдали, называется признаком химической реакции. Прочитаем, какими еще могут быть признаки химической реакции. Признаки химической реакции: 1.Изменение цвета 2.Выделение тепла и света 3.Выделение газа 4.Появление запаха 5. Выпадение осадка |
Pb(NO3)2 + 2KI = |
Читают | |||||||||||
Волшебник | Проведем еще один эксперимент. Волшебник____ демонстрирует опыт: к пищевой соде приливает раствор кислоты. Волшебник: «Что вы наблюдаете?» (выделение газа) |
2NaHCO3+ H2SO4= |
Наблюдают | |||||||||||
Волшебник | Зажигает спичку (длинную), потом свечку. Обращается к ученикам: «Вы прекрасно знаете, как горит спичка и свеча. Это тоже химическая реакция. Чем это доказать?» (выделение тепла и света) | Поднимают по очереди руки С + О2 = СО2 + Q |
Отвечают | |||||||||||
5 |
Учитель химии |
Поставим еще один эксперимент. Внимательной наблюдайте за реакцией. |
(NH4)2Cr2O7 = |
Наблюдают, |
||||||||||
6 |
Учитель химии |
Одинаковые атомы образуют простые вещества. Например, железный гвоздь состоит из атомов железа. Но есть частицы железа, которые никак нельзя увидеть, например, в растворах. |
Слайд фото растворов |
|
||||||||||
7 |
Волшебник |
На кафедре размещают три колбы с растворами: |
Демонстрирует опыты 1. FeCl3+3KCNS = 2. FeCl3+K4[Fe(CN)6]= KFe[Fe(CN)6]+3KCl |
Ученики отвечают |
||||||||||
8 |
Волшебники |
Волшебник ______- Мне не нравится кроваво-красный цвет, он тревожный! |
Демонстрация опыта [Fe(CNS)3]+6NaF= |
Наблюдают |
||||||||||
9 |
волшебники |
Волшебник____- химики могут обнаруживать в растворах разные ионы. Посмотрите, как можно обнаружить в растворах ионы меди: |
Демонострация опыта |
Наблюдают |
||||||||||
10 |
Учитель химии Волшебники |
Итак, мы узнали, что химики с помощью химических реакций могут обнаруживать невидимые частицы веществ. |
Три волшебника проходят по рядам с колбами с притертыми пробками в которых находятся невидимые глазу следы душистого вещества, например, следы одеколона |
Нюхают
Отвечают на вопрос |
||||||||||
11 |
Волшебник, перчатки!!! |
Иногда летучие вещества взаимодействуют друг с другом, и мы это можем увидеть. |
NH3(г)+ HCl(г)= NH4Cl(т) |
Наблюдают |
||||||||||
12 |
волшебник |
Химикам известны не только очень маленькие молекулы, но и очень большие. Такие молекулы называют полимеры. Прочитайте в вашем листе, что это такое. |
Слайды фото |
Читают Смотрят, называют |
||||||||||
13 |
Учитель химии |
Итак, мы узнали, что химия изучает вещества, что невидимые частицы веществ можно обнаружить с помощью химических реакций. Химики создают новые вещества и материалы для нужд человека: новые лекарства, краски и волокна, пластмассы. |
|
|
||||||||||
Волшебник | Волшебник: Давайте на память о нашем уроке все вместе сделаем химическое дерево. Некоторые пластмассы можно размягчить или расплавить при нагревании. Расплавим пластик, сделаем листья. К этому стволу прикрепим веточки. | Слайды, фото березы Устанавливаем ствол березы |
||||||||||||
14 |
Волшебник Все волшебники |
Волшебник____: Современные пластиковые материалы легко плавятся. Соберите кусочки пластмассы на веточки, подходите ко мне, я вам покажу, как можно сделать красивые листочки.Волшебники___ и ___ садятся за парту лицом к аудитории, зажигают свечи, размягчают пластик; ученики подходят к ним с веточками, другие волшебники помогают детям собирать ветки, крепить к стволу березы |
музыка |
Вместе собирают дерево |
||||||||||
15 |
Учитель химии |
Благодарю учителей начальной школы и волшебников за помощь. Мы надеемся, что вам было интересно. Учитесь отлично, до встреч! Урок закончен. |
Финальный слайд |