Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иностранному языку очень актуальна. Большое значение при организации образовательного процесса играет мотивация обучения. Одним из высокоэффективных, творческих, реализующих разнообразные формы обучения является применение видеоаудирования на уроках иностранного языка. Как известно, чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем прочнее усваивается материал. Активное внедрение информационных технологий в учебный процесс увеличивает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио- и видеоподдержку и контроль, что в итоге способствует повышению уровня преподавания.
Уроки с применением видео проходят в необычной обстановке. Подобного рода нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности.
Во время просмотра на уроке возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание увиденного, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Таким образом, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запоминания страноведческого и языкового материала.
На практике видеоаудирование используется либо через работу с видеоклипом к песне либо через просмотр отрывка из художественного фильма.
Работа с видеоклипом к песне. Песня позволяет сделать запоминание новых слов и структур более естественным, музыка позволяет создать благоприятную атмосферу на уроке.
При работе с текстом песни можно использовать упражнение – заполнение пропусков. Учащиеся получают текст песни с пропусками. Лучше использовать языковую догадку и развить навык прогнозирования. Для этого перед просмотром видео клипа попросить обучающихся самостоятельно вставить слова, а после прослушивания и просмотра проверить, насколько удачно они справились с заданием.
Работа с отрывком из художественного фильма. Отбор фильма следует проводить с учетом следующих критериев:
- Соответствие уровню коммуникативной компетенции обучающихся, их интересам и возрастным особенностям;
- Наличие воспитывающего и развивающего потенциала в содержании сюжета;
- Наличие живой разговорной речи в предъявляемом фрагменте.
Использование выбранного фильма требует от учителя определенной подготовительной работы:
- Разбить фильм на рабочие, логически завершенные эпизоды.
- Составить для себя так называемый «скрипт», т.е. письменно зафиксировать все реплики персонажей.
- Выявить в фильме конкретный языковой материал, подлежащий усвоению.
- Составить серию упражнений и заданий для учащихся.
Подобная организация работы над фильмом позволяет наиболее эффективно использовать потенциал данного средства обучения.
Приведенные выше формы работы на уроке помогают учителю сделать процесс обучения более интересным и продуктивным, сформировать мотивацию учащихся к учебному процессу.