Цель: автоматизация звука "Л" .
Задачи: коррекционно-образовательная, коррекционно-развивающая, коррекционно-воспитательная.
Оборудование: цветные карандаши, речевой и наглядный материал представлен по ходу занятия.
Ход занятия
1. Оргмомент. Игра «Четвертый лишний»
Логопед: «Рассмотри и назови картинки».
Ребенок: «Лук, баклажан, клубника, свекла, салат».
Логопед: «Помоги Миле собрать овощи в корзину. Назови овощи.
Ребенок: «Лук, баклажан, свекла, салат».
Логопед: «Какая картинка лишняя? Почему?».
Ребенок: «Клубника, потому что это ягода».
Логопед: «Сейчас я произнесу эти слова, а ты послушай и скажи, какой звук повторяется в названиях этих овощей. (Звук «Л»)
Логопед: «Сегодня мы отправимся в волшебную страну «Лапландию», где живет звук «Л»».
2. Показ правильной артикуляции звука "Л". Характеристика звука "Л"
А теперь давай правильно научимся произносить звук "Л". Посмотри в зеркало и произнеси кратко звук "Л": рот приоткрыт, язык за верхними зубами, воздух встречает преграду (верхние зубы).
Звук "Л" – согласный, звонкий, твердый.
Символ звука "Л" – синий кружок. Логопед дает ребенку символ звука "Л".
Посмотри, пожалуйста, какой фишкой будем обозначать звук "Л" – синим кружком.
3. Выделение звука "Л" на слух. Игра: «Подними фишку»
Логопед: Подними фишку когда услышишь звук "Л". Какую фишку нужно поднять? Какой звук обозначает эта фишка? Назовите еще раз этот звук.
Звуки:
Л – Д – Л – О – Л – Л – Р – Л
Слоги: а теперь я буду называть слоги (части слова)
ЛА – РЫ – ЛО – ЛЫ – РУ – ПА - ЛАР
Слова: звук Л иногда прячется в словах:
РАК – ЛУК – ШКАФ – ПИЛОТ – КРОВАТЬ – ЛУПА – КЛУБОК
4. Произнесение звука Л. Игра «Пароход»
Рассмотри картинку. Как гудит пароход? - Л, Л, Л… Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо звук Л.
Во время этой игры логопед дает установку на четкое, утрированное произнесение звука.
- Игра «Эхо» - ребенок и логопед делятся на две команды: 1 – произносит звук "Л" тихо, 2 – громко.
5. Игра «Найди слово»
Назови картинки, выделяя звук "Л". Соедини каждую картинку с соответствующей схемой.
- назови слово, где звук "Л" находится в начале слова;
- назови слово, где звук "Л" находится в конце слова;
- назови слово, где звук "Л" находится в середине слова.
Слова: факел, лопата, балкон, стол, игла, ложка.
6. Игра «Веселый поезд»
Помоги пассажирам отправиться в путешествие на веселом поезде. Назови пассажира, выделяя звук "Л". Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию от каждого пассажира к его вагончику.
Слова: слон, волк, белка, дятел, клоун, колобок, ласточка.
7. Игра «Угадай»
Послушай слово-действие. Соедини его с подходящим по смыслу картинками карандашом соответствующего цвета. Произнеси получившиеся словосочетания, выделяя звук "Л".
Слова-предметы: ласточка, лодка, клубника, футболка, яблоко, свекла, пчела, водолаз, голубь, платье;
Слова-действия: плавает, летает, надевают, едят.
8. Физкультминутка
Ориентирование в собственном теле.
Образец: покажи правой рукой левую коленку и т.д.
9. Игра «Скажи наоборот»
Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком "Л". Повтори предложения целиком, выделяя звук "Л".
Справиться с заданием тебе помогут пары картинок.
Слова: толстый - …, трусливый - …, горячий - …, сытый - …, легкий - …, сильный -…, грубая - … .
10. Игра «Мой, моя, мои» - назови только те картинки, про которые можно сказать мой, моя, моё
Составь словосочетания по образцу.
Образец: мой рубанок, моя рубашка.
Слова: бутылки, футболка, игла, балкон, колпак, молния, фиалка, галка, палка.
11. Игра «Чего не стало; кого не стало?»
Слова: бутылки, футболка, игла, балкон, колпак, молния, фиалка, галка, палка.
12. Игра: «В гостях у гнома»
Я назову большой предмет, а ты назови маленький.
Образец: футболка – футболочка. Есть ли такие слова, которые нельзя изменить?
Слова: бутылки, футболка, игла, балкон, колпак, молния, фиалка, галка, палка.
13. Игра «Эхо»
Послушай слова. (Логопед называет 2–5 картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке, выделяя звук "Л".
Слова: бутылки, футболка, игла, балкон, колпак, молния, фиалка, галка, палка.
14. Игра «Фотограф»
С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.
Слова: бутылки, футболка, игла, балкон, колпак, молния, фиалка, галка, палка.
15. Итог занятия
- Чем сегодня мы занимались?
- Какой звук сегодня изучали?
- Какой звук "Л" – гласный или согласный?
- Какой фишкой обозначается звук "Л"?
- Какие слова ты запомнил?