Тема: "Посев семян огурцов"
Цель:
- Создать условия для формирования представлений об условиях роста растений, способах размножения, правилах ухода за растениями.
- Получить практические навыки предпосевной обработки почвы, посева семян.
- Научиться использовать основные агротехнические приемы ухода за посевами.
- Воспитывать бережное, хозяйское отношение к посадочному материалу, трудолюбие, аккуратность. Развивать речь, мышление наблюдательность учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: описывать растения по внешнему виду, знать способы выращивания растений, практически прорастить семена, выяснить опытным путём условия, необходимые для роста и развития растений.
УУД:
Регулятивные:
- Осуществление учебных действий - ставить цели, понимать и сохранять в памяти учебную задачу, составлять план работы, следовать плану, адекватно оценивать свои достижения и результаты работы.
Познавательные:
- Общеучебные – учиться наблюдать, обобщать, проверять информацию, делать выводы.
Коммуникативные:
- Планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные:
- Самоопределение – осознавать ответственность человека за общее благополучие; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учёбе; формирование умения работать в группе.
Оборудование:
- Пророщенные семена огурцов, земля для посева, небольшие лопаточки огородные, вода, емкости для посева семян, пинцеты.
- Слайды, таблица словарных слов.
- Зеленые и красные жетоны для «Весов успеха».
План урока
Организационный момент
Учитель
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Наши ушки на макушке.
Слушаем, запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке.
Создание положительного настроя
Игра "Какие бывают растения?" для закрепления знаний о классификации жизненных форм растений.
(Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры вставляются названия грибов и животных, дети не должны выполнять никаких действий, стоят свободно. Исходное положение – стоя у парты.)
Учитель - Колокольчик, осина, малина, воробей, астра, тополь, горох, подосиновик, огурец, смородина, дуб, подснежник, комар, берёза, сосна, мухомор, подсолнух.
Определение темы и целей урока, работа над словарными словами
Учитель - Дети, я приготовила для вас загадки, уверена, что вы сможете их отгадать!
(Отгадки – слова появляются на слайде вместе с изображением)
Железный нос в землю врос Роет, копает, землю разрыхляет. (лОпата) |
|
Как на грядке под листок закатился чурбачок – Зеленец удаленький, Вкусный овощ маленький. (Огурец) |
|
Что весною мы сажали, Потом летом поливали. Все, что осенью на грядках Поспевает: вкусно, сладко! Не зевай и собирай Наш осенний... (урОжай) |
|
Здесь мы овощи сажаем, Грядки полем, поливаем. Не ленись и не зевай, Чтобы вырос урожай. (ОгОрОд) |
|
Смотрите, слово ОГОРОД Три буквы О в себе несет! |
Учитель - Посмотрите, какие слова у нас появились на слайде? Прочитайте их (лопата, огурец, урожай, огород)
- Запишем красивым почерком, в свой словарик и подчеркнем зеленым карандашом непроверяемую безударную гласную О.
- Какую букву мы должны запомнить в этих словах? (букву О)
- Да, дети, в этих словах пишется безударная гласная О.
- Что вы представили себе, когда прочитали эти слова? (весна, лето, работа в огороде, урожай огурцов)
- О чем мы сегодня будем говорить? (про огород)
- Как вы думаете, что будем делать сегодня на уроке? (сеять семена огурцов)
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание
Учитель – Что нужно сделать перед посевом семян? (отсортировать)
- Для чего мы производим сортировку семян? (чтобы выбрать хорошие семена)
Учитель – Правильно дети, молодцы. Сортировку производят для того, чтобы выбрать качественные, крупные и тяжелые семена. Из мелких семян вырастают слабые растения.
Учитель - А что мы должны делать, чтобы овощи на огороде выросли большие и вкусные? (Ухаживать за ними)
Учитель - А что же нам делать, что бы наш урожай в огороде был хорошим?
(поливать, пропалывать грядки)
Учитель - Молодцы, ребята!
- Кто расскажет, чем занимались на прошлом уроке?
Ученики - На прошлом уроке мы отсортировали посадочный материал по размеру и цвету. Выбирали крупные семена с ровной блестящей поверхностью. Цвет семян был однородным, без пятен и вкраплений. Затем мы проверили семена, полные или пустые внутри. В раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 1 литр воды) опустили откалиброванные семена огурцов. Полновесное семя остались на дне, пустые зерна сразу же всплыли. После проведения процедуры хорошие семена промыли проточной водой. Отобранные семена обеззараживали 20 минут в слабом растворе марганцовки. После этого смочили тонкий слой ваты в подготовленном растворе биостимулятора, мы разложили ее на блюдце, затем выложили на влажную поверхность ватки семена огурцов и накрыли полиэтиленовым пакетом. Это способствовало тому, что семена на рассаду быстрее проклюнулись.
Учитель – Сегодня мы с вами посадим наши отобранные, подготовленные семена огурцов.
А прежде чем приступим к работе, давайте разомнемся!
ФИЗМИНУТКА
(Физминутку проводят четвероклассник)
Ах, какой же урожай,
(дети стоят лицом в круг)
Побыстрее собирай.
(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)
Выкопай картошку с грядки,
(имитация копания огорода)
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей,
(наклониться, правой рукой)
Чтобы съесть их поскорей.
(«сорвать огурец» - движение зубами с закрытым ртом)
Срежь капусту, посоли,
(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)
Маму с папой угости.
(отвести поочерёдно руки вправо – влево)
Выдерни морковь, редиску,
(имитация выдёргивания овощей)
Поклонись им в пояс низко.
(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)
Ай, какой же урожай,
(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)
Ты в корзину загружай.
(руки развести в стороны, направив их движение к себе)
Учитель - Приступаем к практической работе. Обращаю ваше внимание на соблюдение санитарно – гигиенических требований. Определять, оценивать качество работы будем по следующим показателям:
1) культура труда;
2) соблюдение техники безопасности;
3) качество и аккуратность выполнения работы.
Не забываем о правильной осанке во время работы.
Ход практической работы
Учитель – Ребята, как вы думаете, что нужно для прорастания семян? (тепло, влага, воздух)
- Все верно вы сказали. Для прорастания семян нужна влага, воздух и тепло.
- А как нужно садить семена? Кто может нам рассказать об этом? (обучающиеся 4 класса рассказывают, а второклассники дополняют)
Учитель - Верхний слой почвы часто пересыхает. Если посадить семена очень мелко, они будут иметь много воздуха и тепла, но мало влаги. При очень глубокой заделке семян, наоборот, будет много влаги, но мало воздуха и тепла. При такой посадке, кроме того, всходам трудно пробиться через толстый слой почвы. Глубокая посадка очень вредна. Для глубины заделки семян имеют значения также и размеры семян, чем мельче семя, тем мельче должна быть и заделка его в почву. Проросток маленький и слабый и слой почвы над семенем не должен превышать размеры семени больше, чем в пять–шесть раз. Пророщенные семена аккуратно берем пинцетом, а не руками.
Четвероклассники проговаривают операцию и выполняют ее, ученики 2 класса следят за действиями и повторяют. После выполнения работы дети делают отчет о проделанной работе - воспроизводят план работы в памяти.
Самооценка работ детей и оценка работы учащихся учителем происходит на основе критериев качества работы - на рабочих местах должно быть чисто, работа выполнена аккуратно и качественно, при работе с лопаточкой соблюдена техника безопасности.
Учитель – Вот мы посадили наши семена в землю. Что же дальше делать нам? (будем ухаживать за рассадой)
Учитель – А как вы будете ухаживать? (ответы детей)
- Все чему вы научились и узнали на уроке, может вам пригодиться в личной жизни? (Мы можем дома сами посадить огурцы. Помочь маме, бабушке)
Итог урока. Рефлексия
– Что нового узнали на уроке?
– Какое настроение было на уроке?
– Вы довольны уроком?
- Сейчас посмотрим итог урока на наших «Весах успеха».
«Весы успеха» На доске картонные весы, обучающиеся подходят к доске, берут и приклеивают жетон на ту чашку весов, которая соответствует его работе на уроке: красный жетон – «не очень хорошо», зеленый жетон – «успешно, отлично».
На доске появляется наглядный итог урока в виде весов с перевесом успеха или наоборот.
Урок мне хотелось бы закончить следующим пожеланием:
Что узнали на уроке
Вам в жизни пригодится
Пусть большой огурец
Летом уродится!