Возраст детей: 7-10 лет.
Цель:
- Показать жизнь различных царств природы, их взаимосвязь и зависимость от определённых природных условий.
- Увлечь творческой лепкой, дать возможность каждому ребёнку проявить себя, способствовать самовыражению.
- Создать атмосферу доброжелательности и творчества.
Задачи:
- Расширение знаний и кругозора.
- Развитие индивидуально-творческого потенциала ребёнка.
- Развивать образное восприятие музыки, способность чувствовать и понимать музыкальное произведение.
Средство и материал:
Сказка по книге Э.Макклеррен «Гора полюбившая птичку».
- Иллюстрированный материал к сказке.
- Фонограмма к сказке - Музыка пустыни, музыка грусти, стук сердца, «Вальс цветов» П.И.Чайковского, музыка природы, пение птиц, припев песни «Журчат ручьи» из кинофильма «Волга, Волга».
- Разноцветный пластилин. Шапочки к сказке.
Ход занятия
Предшествуют занятию посадка детьми зёрнышка и наблюдения за его ростом.
Дети стоят в кругу, передовая друг-другу «солнышко» дети называют своё имя уменьшительно-ласкательно.
Мы беседуем с детьми о том, что нужно, чтобы зёрнышко проросло, и в каких случаях оно прорасти не может, что не обходимо всем растениям, животным и людям для жизни, а также о птицах и их возвращении на родину.
Пересказ (с музыкой) сказки и параллельная лепка по её сюжету с показом иллюстраций.
(Музыкальный фрагмент - одиночество Горы). Среди пустыни стоит одинокая Гора. Она не знает ничего и никого кроме ветра, дождя, солнца и звёзд. (Параллельно рассказу воспитатель лепит то, что происходит в сказке. Дети, сидя вокруг, слушают и тоже лепят).
(Музыкальный фрагмент - прилёт птички и её песня). Весной к ней залетает летящая на север птичка Джой (в переводе с английского - Радость). Птичка чистит перья на каменном уступе Горы. Гора впервые ощущает тепло живого тела, слышит чудесную песню птицы и влюбляется в неё.
Гора просит птичку остаться с ней, но птичка отвечает, что кругом нет воды, ничего не растёт, нечего есть. Пообещав следующей весной ещё раз прилететь к Горе, Джой улетает.
(Музыкальный фрагмент - грусть и томительное ожидание Горы).
(Гора томится в ожидании. Так повторяется несколько раз.
Наконец сердце Горы не выдерживает, раскалывается и из него льются потоки слёз, Гора перестаёт слышать и видеть. Потоки слёз Горы постепенно разрушают камни, и на её уступах образуются участки почвы, в которой что-то может расти.
(Музыкальный фрагмент - праздник расцвета природы и окончательного прилета Джой). Новой весной Джой приносит семечко и кладёт его в сырую землю. Вырастает дерево, а от него другие. Постепенно склоны Горы покрываются различной растительностью, появляются букашки, червячки, бабочки, птицы, звери.
- Корни первого дерева проникают в глубь Горы и соединяют расколотое сердце. Гора снова видит и слышит. И снова наступает весна, прилетает птичка Джой, а в клюве у неё прутик для того, чтобы свить здесь гнёздышко.
- Джой остаётся с Горой навсегда. (Заканчивается сказка радостным праздником).
- Составление композиции из получившихся работ. Любование работой под припев песни: «Журчат ручьи…»
Воспитатель обращает внимание на солнышко заглянувшее в окно. Благодарит детей.