Школа. Класс. Кажется очевидным, что учитель сможет научить детей большему, если в классе будет идеальная тишина. Где-то меньше, где-то больше, но должна соблюдаться дисциплина. Большинство учителей считают свободу на уроке лишним элементом. Согласно философии, свобода – это возможность проявления своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Исходя из данного определения, нельзя сказать, что свобода на уроке должна обязательно противостоять дисциплине.
В основном дисциплина ассоциируется у нас с послушанием. А зачем оно нужно детям и учителю? Для того чтобы дети работали, учились, могли двигаться вперед. Во многих случаях она достигается за счет авторитарности: суровость, замечания, возможно даже окрики, вызов родителей в школу и т.п. Авторитет учителя, безусловно, крайне важен. Но хотелось бы, чтобы он строился не на устрашении, а на доброте, правды в речах, на справедливости взаимоотношений.
Как же это возможно реализовать? Сотрудничество! Сила учителя в его мастерстве, в его умении вовлечь каждого, выстроить работу так, чтобы любой ребенок справился со своим заданием согласно своим способностям. В таких ситуациях класс работоспособен, то есть дисциплинирован без учительской суровости.
Свобода в начальной школе – это самораскрытие. Авторитет учителя среди малышей практически непререкаем. В связи с этим нужно быть крайне осторожным. В такой ситуации основой свободы может стать любовь учителя к детям и их общение.
Педагогическая практика почти всего мира склоняется к тому, чтобы дать ребенку возможность выбирать занятие по душе, старается расширить жесткие рамки классно-урочной системы. Подобный режим заставляет детей идти нога в ногу, хотя в этот период у них разные темпы развития.
Итак, свобода не мешает дисциплине, а укрепляет ее.